Движение в юар. Протестное движение в ЮАР. Нельсон Мандела. Дорожные знаки и указатели

Государство с хорошо развитой сетью автомобильных дорог. Одна треть из них покрыта высококачественным асфальтом. Никаких особенностей, по сравнению с Европой, в правилах дорожного движения нет. Обязательное требование - использование ремней безопасности и соблюдение скоростного режима - по городу 6 км/ч, по некоторым дорогам 100 км/ч, а по автомагистралям до 140 км/ч. Для перемещения по городу существует сеть салонов по прокату автомобиля. Это один из экономных вариантов для перемещения туристов.

Транспорт в ЮАР очень разнообразен:

  • автомобильный;
  • железнодорожный;
  • водный;
  • воздушный (в том числе и международный).

Автомобильный транспорт

Общая протяжённость автострад в стране - свыше 200 000 километров. Это в 10 раз больше, чем протяжённость железнодорожных путей. Движение левостороннее, автомобилей много всех известных и неизвестных марок, в том числе и люксовых. Многие автострады были специально отремонтированы к чемпионату мира по футболу, который проходил здесь в 2010 году.

Бензин на автозаправках только 95-й плюс один вид дизельного топлива. Выбор невелик, но качество довольно высокое.

Автомагистралей очень много. На каждой минимум 3 полосы в каждую из сторон. Проезд платный, правда, пробок почти нет, что существенно экономит время.

Дорожных знаков в много. На автомагистралях их крепят к деревянным столбам, в то время как в городе только к стальным трубам. Опасные участки дороги снабжены специальными дорожными знаками с подсветкой. Она включается, когда стемнеет. Обычно это пара оранжевых ламп. Если не хочется дополнительно платить, можно выбрать объездные бесплатные дороги (обозначены на дорожных знаках буквой «T»). Самый интересный дорожный знак в ЮАР - это запрет стоять под зонтиком за столом.

Тонировка на автомобилях отсутствует. Исключение - только машины полицейских. Перемещаться по стране можно как на арендованных авто, так и на такси. Вызывать машину нужно исключительно по телефону. Голосовать на улице не принято. Да и для белого человека совсем небезопасно перемещаться с незнакомым водителем.

Среди местных популярен такой вид общественного транспорта, как маршрутки и автобусы. Они хорошо укомплектованы, ехать в них комфортно. Цены доступные. Для туристов любой вид общественного транспорта в ЮАР - табу.

Железнодорожный транспорт

Поезда связывают все крупные города страны. Железные дороги ЮАР узкоколейные, однако, поезда современные. Правда, пользоваться таким сервисом могут только чёрные. Белым опасно перемещаться по железной дороге.

Кроме поездов есть и электрички. Стоимость поездки невелика, поэтому позволить себе отправиться из в и обратно может любой местный, имеющий работу. Исключение - поезда повышенной комфортности (Транс-Куру, Блю-Трейн). Отправиться на них в поездку можно только после предварительного бронирования билетов. Стоимость проезда высокая.


Все поезда можно разделить на три вида:

  • сидячие;
  • купейные с 4 местами;
  • купейные с 6 местами.

Воздушное сообщение

В ЮАР находится 3 международных аэропорта - в Дурбане, в и в . Стоимость перелётов высокая, но качество отличное и задержек между рейсами не бывает, все самолёты уходят строго по графику.

В 2010 году на рынок авиационного транспорта пришли лоукост-компании - FlyMango, Interlink Airlines (летает также в Мозамбик, Танзанию, Зимбабве), Kulula Air (кроме внутренних перелётов осуществляют доставку пассажиров в Зимбабве, Замбию, Намибию и Маврикий.)

Главным аэропортом ЮАР считает Тамбо. Он находится рядом с Йоханнесбургом и пропускает в год более 20 миллионов пассажиров.


Водный транспорт

Главный порт ЮАР находится в городе . Здесь же базируются южно-африканские военно-морские силы в Индийском океане. Параметры фарватера, ведущего в этот порт - 152 м (ширина) и 12,8 м (глубина). Возле причалов одновременно могут находиться до полусотни судов.

Также на территории ЮАР находится ещё три, не менее значимых, порта - в Кейптауне, Симонстаде и Моссел Бей. Последний - это место базирования военно-морских сил страны, а также самый южный порт. В Симонстаде базируются подводные лодки и авианосцы.


Транспорт ЮАР хорошо развит и разнообразен. Однако туристам рекомендуется пользоваться такси для перемещений по городу, куда они приехали на отдых, и самолётом, для перелёта из одного пункта назначения в другой. Все остальные виды транспорта для белого человека небезопасны.

Завоевание независимости странами Африки южнее Сахары

Вслед за странами Ближнего Востока и Северной Африки активизировалось национально-освободительное движение в странах Африки южнее Сахары.

Среди английских владений в Африке первой - в марте 1957 г. - независимость получила колония Золотой Берег. Антиколониальной борьбой там руководил Кваме Нкрума, один из идеологов панафриканизма, будущий первый президент независимой Ганы.

Первым французским владением в Африке южнее Сахары, получившим независимость (2 октября 1958 г.), стала Гвинея. Национально-освободительная борьба в Гвинее проходила под руководством Ахмеда Секу Туре, который станет первым президентом независимой Гвинеи.

В 1960 г., вошедшем в историю как «год Африки», независимость получили сразу 17 государств: Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Конго (Браззавиль), Габон, Дагомейская Республика, Нигер, Верхняя Вольта, Кот-д’Ивуар и т.д.

Особенности политического режима ЮАР. Расизм и апартеид. Борьба за создание нерасового государства в ЮАР

Вследствие того что самые богатые природными ресурсами колонии располагались в Южной Африке, получение независимости территориями, расположенными на юге Африканского континента, произошло несколько позже.

Случай ЮАР представляет особый интерес, поскольку там происходила борьба за создание нерасового государства.

Первые проявления расизма проявились в Южной Африке еще в XVII в.

Расизм - идеология, которая использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых научных, биологических или моральных характеристик; при которой коренное население считает членов другой группы отличающимися от собственной и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе.

В 1685 г. специальным указом были запрещены смешанные браки между белыми, бурами и африканцами.

Буры, или африканеры, - это переселенческий этнос, выходцы из Голландии, которые осваивали захваченные земли в Южной Африке и образовали Канскую колонию. Буры уже в XVIII в. обособились от голландцев и стали превращаться в самостоятельную нацию.

Когда Капская колония перешла под управление Великобритании, буры резко отреагировали на попытки британцев «англизировать» их: они основали независимые от англичан республики Трансвааль и Оранжевая, в которых африканское население было лишено всех прав, в то время как гражданские права и свободы предоставлялись белому населению республик.

После англо-бурской войны в среде африканеров вновь обрели популярность идеи, которые позже сложатся в режим апартеида.

Апартеид - политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990-х гг. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. квалифицирует апартеид как преступление против человечества (ст. 1).

В 1948 г. в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) на парламентских выборах победила Националистическая партия, взявшая на вооружение политику апартеида, где главной целью было территориальное разделение населения по расовым группам (зулу, коса, тсвана и др.), которое легло в основу создания псевдонезависимых государств на моноэтнической основе («бантустанов»). Белому меньшинству отводилось 87% территории, а африканцам - 13%. Был принят целый ряд законов о недопущении африканцев на высокооплачиваемые должности (Закон о цветном барьере), а также закон о запрещении смешанных браков. Наблюдался «бытовой апартеид» - сегрегация африканцев на транспорте, в гостиницах и других общественных местах.

В 1955 г. Африканский национальный конгресс (АНК) и ряд прогрессивных организаций цветного и белого населения созвали Конгресс народов, на котором была выработана Хартия свободы - основной программный документ борьбы за демократическую Африку. Руководство ЮАС жестоко подавляло протестное движение; руководитель АН К Нельсон Мандела и его соратники были приговорены к пожизненному заключению. С 1961 г. АН К, лишившись возможности легальной борьбы, начала вооруженное противостояние, создав для этой цели военизированную организацию «Умконто ве сизве» («Копье нации»).

В 1961 г. ЮАС вышел из состава Британского Содружества наций и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой.

В середине 1970-х - начале 1980-х гг. ЮАР предоставила «независимость» первым четырем бантустанам - Транскею, Бопутатсване, Венде и Сискею.

Важной вехой в национально-освободительном движении в ЮАР стало восстание африканцев в пригороде Йоханнесбурга Суэто, которое распространилось на многие города страны. В результате этих событий западными странами впервые были введены серьезные санкции против ЮАР. Сам режим приступил к ограниченным трансформациям, таким как отмена сегрегации в общественных местах, разрешение деятельности профсоюзов африканцев, а также была принята новая конституция ЮАР, провозглашавшая страну президентской республикой с трехпалатным парламентом - для белых, цветных и индийцев.

После принятия конституции по ЮАР прокатилась новая волна демонстраций. С середины 1980-х гг. начинается давление мирового сообщества на республику, вследствие чего ЮАР была вынуждена вывести войска из Анголы. В 1988 г. ЮАР, Ангола и Куба подписали соглашение об урегулировании на юго-западе Африки под эгидой ООН, что предусматривало продвижение Намибии к независимости.

Таким образом, кризис режима апартеида стал очевиден. В январе

  • 1989 г. президент ЮАР II. Бота встретился с находящимся в тюрьме лидером большинства африканского населения Н. Манделой. 11 февраля
  • 1990 г. после 27-летнего заключения Н. Мандела был освобожден. В 1991 г. на съезде АНК Мандела был избран президентом Конгресса.

Началась подготовка к всеобщим выборам в ЮАР, в ходе которой происходили ожесточенные столкновения между политическими противниками.

В 1992 г. был отменен запрет на деятельность АНК и других организаций, началась также отмена расистских законов апартеида.

В апреле 1994 г. на выборах, в которых участвовало 19 партий, АНК получил 65% голосов. На заседании парламента президентом ЮАР был избран Н. Мандела. Так закончился период апартеида, который можно характеризовать как феномен внутреннего колониализма, когда в границах одного государства белое меньшинство эксплуатировало темнокожее население страны.

(По материалам из справочника И. В. Гармашовой «ЮАР: Путешествуйте и общайтесь без проблем» (Москва, 2000)).

Приветствия и рукопожатия в ЮАР

Существует разница в правилах приветствия между белыми и чёрными южноафриканцами. Если в культуре белых принято, чтобы младший первым приветствовал старшего, то в культуре чёрных - обратная ситуация: младший должен подождать, пока старший его поприветствует.

Так же, как и русские, южноафриканцы при знакомстве пожимают друг другу руки. При этом расстояние между знакомящимися отличается от дистанции, принятой у русских. Между белыми оно больше, между чёрными - меньше, чем у русских. Белые южноафриканцы предпочитают крепкое рукопожатие, а африканцы - слабое.

Рукопожатие с чёрными южноафриканцами (так называемое «южноафриканское рукопожатие», South African handshake) имеет отличительные особенности:

1) пожмите руку вашего собеседника в традиционной европейской манере;
2) не отрывая своей руки от руки собеседника, поверните ладонь пальцами вверх и пожмите его ладонь, обхватив его большой палец своим указательным и большим пальцами;
3) верните свою ладонь в исходное положение и вновь пожмите руку собеседника в традиционной европейской манере.

Таким образом, ваше рукопожатие окажется трёхфазным, как это принято в общении у чёрных южноафриканцев.

Этикет общения

В отличие от русских, южноафриканцы английского происхождения и чёрные южноафриканцы считают неприличным при разговоре смотреть на собеседника в упор. Это воспринимается как агрессивность. Чтобы избежать такой реакции, время от времени переводите взгляд на мочку уха вашего собеседника.

В то же время африканеры наоборот, предпочитают постоянный зрительный контакт. Если собеседник часто отводит глаза, африканеры считают это проявлением неискренности или нечестности.

В общении с чёрными и мусульманами (индийцами или цветными) никогда не подавайте им левую руку. Если вы хотите им что-то подать, сделайте это правой рукой. Левая рука в африканской и мусульманской культуре считается грязной.

Чёрный южноафриканец, скорее всего, предпочтёт поднести вам подарок двумя руками. Это знак особого уважения. Кроме того, у чёрных принято принимать то, что им дают, обеими руками. Так они демонстрируют благодарность.

Чёрные южноафриканцы, если между ними дружеские отношения, могут держаться за руки при ходьбе, даже если эти люди одного пола. Это считается лишь проявлением дружеских чувств, а не любовной привязанности.

В разговорах с малознакомыми южноафриканцами лучше не касаться больного для них вопроса о политической ситуации в стране или об апартеиде. Южноафриканцы до сих пор сильно разобщены в своих политических пристрастиях. Далеко не все чёрные голосуют за правящий Африканский национальный конгресс (партии Манделы) и далеко не все белые с ностальгией вспоминают времена апартеида.

При этом африканеры, в основном, более консервативны, чем англоязычные южноафриканцы - особенно в вопросах расовых отношений. Это же касается и их отношений в семье. Младшие нередко обращаются к старшим, используя слова «тётя» (Tannie) и «дядя» (Oom). Такое обращение употребляется не только к родственникам, но и к незнакомым людям, которые старше говорящего.

В неформальной обстановке следует как можно меньше говорить о работе. Любимая тема общения южноафриканцев - спорт. Но помните, что до середины 90-х футбол считался преимущественно чёрным видом спорта, поэтому многие белые южноафриканцы гораздо лучше разбираются в регби, крикете и гольфе. В то же время, в преддверии Чемпионата мира по футболу, который в 2010 г. пройдёт в ЮАР, белые всё больше интересуются этим видом спорта.

Южноафриканцы обычно не допускают долгих пауз в разговоре. Такие паузы вызывают у них неловкость, потому что свидетельствуют об отсутствии интереса к беседе. В тоже время, следует избегать излишней напористости, особенно при ведении деловых переговоров с южноафриканцами.

Чёрные южноафриканцы, даже при общении с незнакомыми людьми, любят расспрашивать о здоровье и семье. Это считается проявлением открытости и дружелюбия.

В общественных местах белые и чёрные южноафриканцы по-разному относятся к силе голоса и громкости разговора. Если у белых не принято разговаривать громко, то чёрные придерживаются иных традиций. Согласно их представлениям, говорить тихо - значит судачить, говорить о другом человеке дурно.

Жесты

Некоторые типичные для южноафриканцев жесты неизвестны русским. Так, например, махать перед лицом скрещёнными ладонями, повёрнутыми внутрь, означает «полное отсутствие понимания», «глуп, как пробка».

Другой типичный южноафриканский, но не знакомый россиянам, жест в значении «попал впросак, опростоволосился» - слегка поднятая рука с опущенной вниз ладонью, которая движется из стороны в сторону.

В гостях

В ЮАР принято заранее оговаривать дату и время визита, нередко - за несколько дней. Если у вас возникла срочная необходимость увидеть друзей, позвоните и объясните причину неотложного визита. Не обижайтесь, если встреча не состоится в тот же день. Вполне вероятно, что ваши друзья уже распределили свободное время и не могут нарушить свои планы.

Не только на деловые встречи, но и в гости нужно приходить точно к назначенному сроку: опоздание на 10-15 минут может испортить ваши отношения с южноафриканскими знакомыми. Пунктуальность - золотое правило, которому подчиняются практически все белые южноафриканцы. Опоздание на встречи и нарушение договорённости у белых жителей ЮАР обычно ассоциируется с поведением чёрных. Есть даже такое понятие: «африканское время» (African time).

На выходных белые южноафриканцы, и особенно, африканеры, устраивают «браай», то есть обед или ужин с мясом, приготовленным на огне. Браай - это аналог российских «шашлыков». Приготовление мяса для браая - прерогатива мужчин. Женщины готовят салаты и закуски. Гости обычно приносят пиво, вино, прохладительные напитки, салаты или десерт. Если вас пригласили на браай, обязательно спросите хозяев, что принести.

Сначала гости беседуют с хозяевами на открытом воздухе, рядом с жаровней, наблюдая за приготовлением мяса. Примерно через час, когда еда готова, все садятся за стол. Часто браай проходит рядом с плавательным бассейном, непременным атрибутом большинства южноафриканских домов, и продолжается до позднего вечера.

В гости лучше приходить с небольшим подарком. Лучше всего дарить цветы, коробку дорогого шоколада, торт, бутылку хорошего вина или красивый сувенир из России (хохлома, матрёшки, платки, гжель, водка, икра).

Многие южноафриканцы, под влиянием британских традиций, предпочитают умываться в стоячей воде. К тому же вода в ЮАР стоит дороже, чем в России. Это значит, что во многих домах нет смесителей и краны с горячей и холодной водой разделены. Южноафриканцы затыкают раковину пробкой, набирают воду и затем умываются в этой воде. При этом раковины содержатся в идеальной чистоте. В домах, где нет смесителей, принято, помыв руки, протереть раковину досуха тряпочкой, которая обычно лежит рядом, на краю раковины или ванны.

Многих россиян поражает отсутствие книг в домах некоторых южноафриканцев. Но, возможно, вам показали не все комнаты дома, и кабинет, в котором находятся книги, остался вне вашего поля зрения. Можно вспомнить и о том, что раньше некоторые россияне коллекционировали книги, но не всегда их читали.

За завтраком африканеры, как правило, ограничиваются самой малостью, например, кофе с сухариками. Их обед похож на наш завтрак. Супы днём не готовят и не подают к столу, зато ужин - плотный, состоит обычно из салатов, второго блюда и десерта, иногда и супа. Время между обедом и ужином намного продолжительнее, чем в России.

Телефонные разговоры

Не звоните своим южноафриканским знакомым после 9 часов вечера. Многие жители ЮАР рано ложатся спать, потому что рано встают. Поэтому в Южной Африке считается приемлемым звонить знакомым в 7 часов утра или назначать деловые встречи на 9 утра.

В просторных частных домах южноафриканцев обычно установлен всего один телефонный аппарат. Поэтому, когда вы звоните вашим южноафриканским знакомым, подождите немного дольше обычного. Возможно, хозяин дома просто ещё не успел добраться до аппарата.

В Южной Африке принято, чтобы звонящий сразу же представлялся. Поэтому первый вопрос, который вам зададут по телефону: «Who"s speaking?» («Кто говорит?») Прежде чем попросить позвать к трубке того, кто вам нужен, сначала представьтесь.

На улице

Поскольку в ЮАР левостороннее движение, прохожие, идущие по коридорам учреждений или тротуарам улиц, будут держаться левой стороны и будут стараться обойти вас с правой стороны. Помните об этом, чтобы избежать столкновений.

В такси пассажиры садятся на заднее сиденье. Рядом с шофёром садиться не принято. Но в поездке с вашими знакомыми на их машине один из пассажиров садится рядом с водителем. Обычно рядом с водителем садится его жена. Однако, если в вашей машине едет супружеская пара более старшего возраста, то место на переднем сиденье предпочтительно предложить мужчине, главе приглашённой семьи.

Чаевые

Чаевые принято давать в ресторанах и такси. Размер чаевых - около 10% от суммы счёта. Чаевые надо давать непосредственно тому, кто вас обслужил. Носильщикам в гостинице, обслуживающему персоналу на бензоколонке и автомобильных стоянках принято давать на чай 3-5 рандов.

График работы учреждений и организаций

Большинство учреждений работают с 8:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья. В пятницу во многих учреждениях и компаниях бывает короткий день. В период с середины декабря по середину января многие учреждения и организации не работают. В некоторых учреждениях бывает короткий перерыв на чай в 10:00 и 16:00. Банки обслуживают клиентов с 9:00 до 15:30, в субботу - с 9:00 до 11:00. Воскресенье - выходной.

Магазины и торговые центры работают, как правило, с понедельника по пятницу до 18:00, в субботу - до 15:00. По воскресеньям открыты торговые центры, некоторые магазины одежды (до 13:00) и продуктовые магазины в торговых центрах (до 15:00).

Круглосуточно работают магазины на бензоколонках и станциях техобслуживания автомобилей. Крепкие спиртные напитки продаются только в специализированных магазинах.

Нельсон Холилала Мандела (род. 18 июля 1918, Куну, близ Умтаты) - первый чернокожий президент ЮАР с 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993. В ЮАР Нельсон Мандела также известен как Мадиба (одно из клановых имён народа коса)

В Витватерсранде Мандела проучился до 1948 года, однако по ряду причин так и не получил диплом юриста. В то же время именно в этот период жизни Нельсон оказался под сильным влиянием либеральных, радикальных и африканистских идей. В 1943 году он впервые принял участие в массовой акции - протестах против повышения цен на проезд в автобусах, а также стал посещать собрания юных интеллектуалов, проводимых по инициативе лидера Африканского национального конгресса (АНК). Участниками собраний также сталиУолтер Сисулу, Оливер Тамбо, Антон Лембеде и Эшли Мда. В апреле 1944 года Мандела стал членом АНК и вместе со своими единомышленниками принял участие в создании Молодёжной лиги, в которой стал членом исполнительного комитета. В манифесте лиги, деятельность которой была основана на принципах африканского национализма исамоопределения, отвергалась любая возможность участия в консультативных советах и в Совете представителей коренных жителей. В целом, лига заняла по отношению к официальным властям страны более воинственную позицию, чем руководство АНК, деятельность которого подвергалась с её стороны неоднократной критике за попустительство.

После победы на выборах 1948 года Национальной партии африканеров, которая поддерживала политику апартеида , Мандела стал принимать активное участие в политической жизни страны. В 1948 году он стал национальным секретарём Молодёжной лиги АНК, в 1949 году - членом Национального совета АНК, в 1950 году - национальным президентом Молодёжной лиги АНК. В 1952 году Мандела стал одним из организаторов Кампании неповиновения, проводившейся по инициативе АНК. В это же время разработал так называемый «план М», который представлял руководство по деятельности АНК в подполье в случае запрещения властями. В 1955 году участвовал в организации Конгресса народа, на которой была принята Хартия свободы, в которой были изложены основные принципы построения свободного и демократического общества в Южной Африке. Хартия свободы стала главным программным документом АНК и других политических организаций Южной Африки, боровшихся против режима апартеида. В 1952 году Мандела и его товарищ Оливер Тамбосоздали первую юридическую фирму под руководством чернокожих - Mandela and Tambo , которая оказывала бесплатную или дешёвую юридическую помощь африканцам.



Значительное влияние на взгляды и методы политической борьбы Манделы оказал Махатма Ганди (в январе 2007 года Мандела принял участие в международной конференции в Нью-Дели, где праздновалось столетие со дня привнесения идей Ганди о ненасилии в Южную Африку).

5 декабря 1956 года Мандела и ещё 150 человек были арестованы властями с предъявлением обвинений в государственной измене. Главным пунктом обвинения стала приверженность коммунизму и подготовка насильственного свержения власти. Результатом судебного процесса, продлившегося с 1956 по 1961 год, стало оправдание всех обвиняемых . В период с 1952 по 1959 год новая группа чернокожих активистов, получивших название «африканистов», порвала с Африканским национальным конгрессом, требуя принятия более решительных мер против режима Национальной партии и выступая против сотрудничества с компартией и политическими организациями других расовых групп южноафриканского населения. Руководство АНК в лице Альберта Лутули, Оливера Тамбо и Уолтера Сисулу были свидетелями не только роста популярности африканистов, но и видели в их лице угрозу их лидерству. Впоследствии АНК укрепило свои позиции посредством сотрудничества с небольшими политическими партиями, представлявшими интересы белого, смешанного и индийского населения, пытаясь таким образом заручиться поддержкой более широкого круга населения нежели африканисты. Африканисты, в свою очередь, подвергли критике Клиптаунскую конференцию 1955 года, на которой была принята Хартия свободы, за те уступки, на которые пошёл АНК с численным составом в 100 тысяч человек для получения одного голоса в Союзе конгрессов. Четыре генеральных секретаря пяти входивших в него организаций тайно являлись членами восстановленной Южно-Африканской коммунистической партии. В 2003 году генеральный секретарь ЮАКП заявил о том, что генеральный секретарь АНК Уолтер Сисулу тайно вступил в ЮАКП в 1955 году. Таким образом все пять генеральных секретарей были членами коммунистической партии. Этим можно объяснить, почему Сисулу отказался от доминирующей роли АНК в Альянсе в пользу равноправия пяти партий.

В 1959 году африканисты благодаря финансовой поддержке Ганы и политической помощи со стороны Лесото сформировали Панафриканистский конгресс под руководством Роберта Собукве и Потлако Лебалло.

В 1961 году Мандела возглавил вооружённое крыло АНК, одним из организаторов которого он и был, - «Умконто ве сизве» (в переводе с языка зулу - «копьё нации» ). В результате им была начата политика саботажа против правительства и военных, допускавшая партизанскую войну в случае её неудачи в борьбе с режимом апартеида. Кроме того, Манделе удалось привлечь деньги за рубежом и организовать вневойсковую подготовку для членов крыла.

Член АНК Вулфи Кадеш объяснил цели кампании таким образом: «… с 16 декабря 1961 года мы должны были начать взрывать символичные места апартеида, такие как паспортные столы, местные мировые суды…, отделения почты и… правительственные учреждения. Но это нужно было делать таким образом, что бы никто не пострадал, никто не был убит» . В будущем Мандела отзывался о Вулфи следующим образом: «Его познания в вопросе ведения войны и его непосредственный боевой опыт были крайне полезными для меня» .

По мнению Манделы, вооружённая борьба стала последней инстанцией. Годы растущей репрессии и насилия со стороны государства убедили его в том, что ненасильственная борьба с режимом апартеида не принесла и не могла принести ожидаемого результата.

Позднее, уже в 1980-х годах, «Умконто ве сизве» развернула против апартеидного правительства масштабную партизанскую войну, в ходе которой пострадало много гражданских лиц. По признанию Манделы, АНК в своей борьбе против режима апартеида также грубо нарушал права человека. За это он резко критиковал тех в своей партии, кто пытался убрать утверждения о нарушениях со стороны АНК в докладах, которые подготавливались Комиссией правды и примирения.

Вплоть до июля 2008 года Манделе и членам АНК был запрещён въезд в США (за исключением права на посещение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке) без специального разрешениягосударственного секретаря США ввиду причисления партии бывшим апартеидным правительством ЮАР к террористическим организациям.

5 августа 1962 года Мандела, находившийся в бегах в течение семнадцати месяцев, был арестован властями и заключён в тюрьму Йоханнесбурга. В значительной степени успех операции стал возможен благодаря помощи ЦРУ США, которое передало полиции ЮАР информацию о его предположительном местопребывании. Тремя днями позже на суде Манделе были предъявлены обвинения в организации забастовки рабочих в 1961 году и незаконном пересечении государственной границы. 25 октября 1962 года он был приговорён к пяти годам тюремного заключения.

11 июля 1963 года полицией ЮАР был организован рейд на ферме Лилисфарм в пригороде Йоханнесбурга - Ривонии. Результатом стал арест нескольких видных лидеров АНК. Задержанным были предъявлены четыре обвинения в организации диверсий, за что предусматривалась смертная казнь, а также обвинения в совершении преступлений, эквивалентных государственной измене. Кроме того, им вменялась разработка плана по вводу в Южную Африку иностранных войск (этот пункт обвинений Мандела категорически отвергнул). Среди обвинений, с которыми согласился Мандела, числилось сотрудничество с АНК и ЮАКП в вопросе использования взрывчатки с целью уничтожения объектов водо-, электро- и газоснабжения в ЮАР.

Во время своего выступления на судебном процессе 20 апреля 1964 года в Верховном суде в Претории Мандела изложил основные причины использования АНК насилия в качестве тактического оружия. В своей защитной речи он описал, как АНК использовал мирные способы борьбы с режимом апартеида до расстрела в Шарпевиле. Проведение референдума, по результатам которого была создана ЮАР, и введение в стране чрезвычайного положения наряду с запретом деятельности АНК убедили Манделу и его сторонников в том, что единственным верным способом борьбы за свои права являются диверсионные акты. Иная деятельность была равнозначна безоговорочной капитуляции. Кроме того, Мандела заявил о том, что разработанный манифест вооружённого крыла «Umkhonto we Sizwe» преследовал целью провал политики Национальной партии. Помочь достижению этой цели должно было падение интереса иностранных компаний, которые отказались бы инвестировать средства в экономику страны. В заключение своего выступления Мандела заявил: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства „белых“, так и против господства „чернокожих“. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть» .

Все обвиняемые, за исключением Расти Бернштейна, были признаны виновными, однако 12 июня 1964 года мера их наказания была изменена на пожизненное лишение свободы.

В феврале 1990 года, после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК и других движений против режима апартеида, Мандела вышел на свободу. Произошло это событие, транслировавшееся в прямом эфире по всему миру, 11 февраля 1990 года.

Мандела и Президент США Билл Клинтон в 1993 году.

В день своего освобождения Мандела выступил с речью перед нацией. Он заявил о заинтересованности в мирном урегулировании разногласий с белым населением страны, однако дал понять, что вооружённая борьба АНК не подошла к концу, когда заявил: «Наше обращение к вооружённой борьбе в 1960 году, когда было создано вооружённое крыло АНК, „Умконто ве сизве“, было чисто защитным шагом против насилия со стороны режима апартеида. Факторы, которые сделали необходимым вооружённую борьбу, до сих пор существуют. У нас нет выбора, кроме как продолжить начатое. Мы надеемся, что вскоре будет создан климат, благоприятный для урегулирования проблем в рамках переговоров, чтобы более не было нужды в вооружённой борьбе» . Кроме того, Мандела заявил, что его главной целью остаётся достижение мира для чернокожего большинства страны и предоставление ему права голоса как на общенациональных, так и на местных выборах.

Вскоре после своего освобождения Мандела вернулся на должность лидера АНК, и в период с 1990 по 1994 год партия принимала участие в переговорном процессе по отмене режима апартеида, результатом которого стало проведение первых общенациональных выборов на общерасовой основе.

В 1991 году АНК провёл первую национальную конференцию после снятия запрета на его деятельность в Южной Африке. На ней Мандела был избран президентом организации. В свою очередь, Оливер Тамбо, который руководил АНК в изгнании во время заключения Манделы, стал национальным председателем.

В 1993 году Мандела и де Клерк вместе были удостоены Нобелевской премии мира. Несмотря на это, отношения между политиками зачастую носили напряжённый характер, особенно после резкого обмена заявлениями в 1991 году, когда Мандела назвал де Клерка главой «незаконного, дискредитированного режима меньшинства» . В июне 1992 года, после резни в Бойпатонге, переговоры по инициативе АНК были прерваны, а Мандела обвинил в убийствах южноафриканское правительство. Однако после очередной резни, но уже в Бишо, состоявшейся в сентябре 1992 года, переговорный процесс был возобновлён.

Вскоре после убийства лидера АНК Криса Хани в апреле 1993 года в обществе появились опасения по поводу новой волны насилия в стране. После этого события Мандела обратился к нации с призывом сохранять спокойствие. Несмотря на то, что после убийства последовало несколько мятежей, переговоры продолжились и по их результатам было достигнуто соглашение, согласно которому на 27 апреля 1994 года в стране назначались демократические выборы.

На состоявшихся в апреле 1994 года парламентских выборах 62 % голосов получил АНК. 10 мая 1994 года Мандела, возглавлявший АНК, официально вступил в должность Президента ЮАР, первого чернокожего жителя страны на этом посту. Лидер Национальной партии де Клерк был назначен первым заместителем Президента, а Табо Мбеки - вторым заместителем в правительстве национального единства . Являясь Президентом ЮАР с мая 1994 года по июнь 1999 года, Мандела добился международного признания за свой вклад в достижение национального и международного примирения.

За годы своего пребывания в должности Мандела предпринял ряд важных социально-экономических реформ, преследовавших цель преодоления социального и экономического неравенства в Южной Африке. Среди ключевых мер периода его президентства можно выделить:

· введение в 1994 году бесплатного медицинского обслуживания для всех детей в возрасте до шести лет, а также для беременных и кормящих женщин, пользующихся услугами государственных учреждений здравоохранения;

· запуск так называемой «Программы реконструкции и развития», преследовавшей целью финансирование социально-бытового обслуживания (такие отрасли как ЖКХ и здравоохранение);

· увеличение расходов на государственные пособия на 13 % к 1996/1997 годам, на 13 % к 1997/1998 годам, на 7 % к 1998/1999 годам;

· введение равенства при выплате пособий (в том числе, пособий по инвалидности, родительский капитал и пенсии) вне зависимости от расовой принадлежности;

· введение денежного пособия на содержание детей чернокожих жителей в сельских местностях;

· значительное увеличение расходов на сферу образования (на 25 % в 1996/1997 годах, 7 % в 1997/1998 годах и 4 % в 1998/1999 годах);

· принятие в 1994 году Закона о возвращении земли, согласно которому лица, лишённые собственности в результате принятия в 1913 году Закона о землях коренных жителей, имели права потребовать возвращения земли;

· принятие в 1996 году Закона о земельной реформе, который защищал права арендаторов земли, проживавших и занимавшихся сельским хозяйством на фермах. По этому закону, арендаторы не могли быть лишены земельной собственности без решения суда и по достижении ими 65 лет;

· введение в 1998 году грантов на поддержку детей, направленных на борьбу с детской бедностью;

· принятие в 1998 году Закона о повышении квалификации, который закреплял механизм финансирования и реализации мер по повышению квалификации на месте работы;

· принятие в 1995 году Закона о трудовых отношениях, который регулировал вопросы трудовых отношений на предприятиях, в том числе пути разрешения трудовых споров;

· принятие в 1997 году Закона о базовых условиях трудоустройства, направленного на защиту прав рабочих;

· принятие в 1998 году Закона о равенстве при трудоустройстве, отменявшего дискриминацию по расовому признаку при устройстве на работу;

· подключение более 3 миллионов жителей к телефонным сетям;

· реконструкция и строительство 500 клиник;

· подключение более 2 миллионов жителей к электрическим сетям;

· строительство более 750 тысяч в домов, в которых поселились 3 миллиона человек;

· обеспечение доступа к воде 3 миллионам жителей;

· введение обязательного образования для африканских детей в возрасте 6-14 лет;

· предоставление бесплатного питания для 3,5-5 миллионов школьников;

· принятие в 1996 году Закона о здоровье и безопасности на шахтах, который улучшал условия труда для шахтёров;

· начало реализации в 1996 году Национальной политики в вопросе обеспечения медицинскими препаратами, которая облегчила населению доступ к жизненно важных лекарствам.


Сегодня я расскажу о том, как устроено автомобильное движение в Южной Африке, о дорогах, дорожных знаках и автомобилях на примере Дурбана, одного из самых крупных городов в ЮАР.


2. Автомобильное движение в ЮАР очень развито. Протяженность автомобильных дорог в стране более 200 тыс. километров (для сравнения, железных дорог здесь около 20 тыс. км). В стране действует левостороннее движение, дороги по большей части отличного качества. Автомобилей очень много, включая все известные мировые бренды.

3. Конечно, многие дороги отремонтировали к чемпионату мира по футболу. Вот даже специальные знаки повесили, указывающие на стадион.

4. Топливо представлено двумя версиями 95-го бензина (с содержанием металлов и без) и одной версией дизеля.

5. Оптовая цена на солярку - 7.79 рандов (1 доллар ~ 7.8 ранда). В розницу бензин и солярка примерно стоит примерно одинаково - R8.1.

6. Все дорожные знаки на трассе устанавливаются на деревянные столбы. В городах используют преимущественно стальные трубы.

7. В стране построена огромная сеть платных автомагистралей.

8. Говорят, что стоимость проезда не слишком низкая, но зато экономится очень много времени. Автомагистрали имеют минимум по три полосы для движения в каждом направлении.

9. На некоторых участках для грузового транспорта запрещают движение в крайней правой полосе.

10. Автомобильные перевозки по стране очень развиты.

11. На опасных участках знаки дополняют двумя мигающими лампами оранжевого цвета, которые включаются в темное время суток.

12. При желании, всегда есть альтернатива платным автодорогам (обознаются буквой Т).

13. Изящные стрелки направления движения по полосам на автомагистрали. Все знаки изготавливаются из узких горизонтальных полосок, которые наклеиваются на железное основание.

14. Теперь посмотрим на то как устроено автомобильное движение в Дурбане. Центр города имеет квадратно-гнездовую планировку, преимущественно с односторонним движением. Все технические люки на асфальте отмечают оранжевой краской со стрелкой указателем.

15. Те, кто верит в бога, обычно сообщают окружающим о своем выборе с помощью наклеек на заднем стекле автомобиля. Некоторые клеят надпись "Report bad driving" и номер телефона полиции.

16. На удивление, в такой жаркой южной стране совершенно не популярна автомобильная тонировка. Даже практически отсутствуют автомобили с заводской тонировкой задней полусферы. Эта полицейская машина судя по всему единственное исключение, затонированная в ноль вместе с лобовым стеклом.

17. Да, в ЮАР совсем не развит общественный транспорт. То есть больших автобусов практически нет вообще, а есть вот такие небольшие маршрутки, которыми пользуется исключительно черное население.

18. Оригинальный способ для охлаждения бутылки с помощью присоски для стекол.

19. В городе много такси, которые представлены преимущественно автомобилями Тойота конца прошлого века. У таксистов очень распространен "колхозный" тюнинг, который включает огромное количество хромированных накладок, прикольные наклейки (таракан клевый) и самое главное - установка узкой резины на широкие литые диски, одновременно с лифтом задней подвески.

20. Платные парковки реализованы очень просто - ставишь автомобиль, оплачиваешь в рядом стоящем автомате парковку и кладешь чек под лобовое стекло. Полиция ходит и проверяет наличие чеков и в случае отсутствия вызывает эвакуатор.

21. Знак запрещающий стоять под зонтиком за столом. Про остальные знаки не связанные с автомобильным движением в следующих репортажах.

22. В жилых кварталах кладут лежачих полицейских, чтобы народ не гонял.

23. Вообще, автомобили очень популярны в ЮАР. Очень широко представлена вся сервисная инфраструктура.

24. От магазинов автозапчастей, до продажи новых и б/у автомобилей.

25. Также в Южной Африке находятся собственные производства Тойоты, Мазды и БМВ. Например, последних на дорогах очень много. "Копейка" БМВ здесь распространена примерно также, как и Мазда 3 в Москве. Дорогих автомобилей тоже очень много.

26. Поворотная секция на светофорах представлена не только зеленым, но и красным сигналом. Это сделано для того, чтобы в случае перегорания зеленой лампы в дополнительной секции водители не впадали в ступор. А еще в случае изменения схемы работы светофора на него обязательно вешают знак об изменении интервалов работы. В случае, когда светофор выключают - то на нем мигает не желтый сигнал, как у нас, а красный.

27. Водосточные канавы и люки расположены под тротуарами.

28. Грузовые перевозки осуществляют на длинных автопоездах с составными прицепами.

29. Часто дорожное полотно сделано из бетона. В случае ремонтных работ временные знаки прижимают мешкам с землей, чтобы их не унесло ветром.

30. И всегда ставят живого человека, который предупреждает о том, что дальше на дороге будет сужение.

31. На светофорах продают охлажденные напитки.

32. Или ходят попрошайки. Причем следует обратить внимание, что он не просто попрошайничает, и предлагает свои услуги по сбору мусора. То есть благодаря ему на дорогах существенно меньше мусора.

33. А в Дурбане даже многоярусные паркинги есть в центре города.

34. В следующих частях я расскажу об апартеиде и жизни белых, черных и цветных людей в ЮАР.

Еще репортажи из путешествия в Южную Африку с Kia Motors.