Владимир Качесов: Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. ДЦП Основы интенсивной реабилитации дцп

СПб.: Элби-СПб, 2005. — 112 с.В книге «Основы интенсивной реабилитации. ДЦП» автор продолжает развивать тему о возможностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разработанной им технологии. Приводится нестандартный взгляд на этиологию и патогенез ДЦП. Автор опирается на фундаментальные науки, научные факты и не делает допущений, что делает излагаемый материал очень убедительным. Подробно описана авторская технология интенсивной реабилитации. Фотоматериалы, и многочисленные методы исследования, подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП. В приложениях даны интересные сведения о психологии общения матери, ребенка и врача. Книга написана доступным языком и представляет несомненный интерес для реабилитологов, невропатологов, ортопедов и врачей других специальностей, а также для родителей, имеющих детей с ДЦП, задержкой психомоторного развития и др. нарушениями развития.Благодарности.
Предисловие автора.
Современные представления о патогенезе и лечении ДЦП. (Краткий обзор литературы.).
Этиология и патогенез.
Современный подход к лечению ДЦП.
Заключение по обзору литературы.
Общая часть.
К вопросу о причинно-следственной связи в патогенезе ДЦП.
Функция и структура. Сопряженность циклических процессов в организме. Нарушение функции.
Эволюция и онтогенез. Причины различий в течении заболеваний у человека и других представителей животного мира.
Психическая, интеллектуальная деятельность. Поведение.
Механизм реципрокной иннервации.
Специфический ответ на неспецифический раздражитель.
Клиническая картина ДЦП как комплекс специфических ответных реакций на неспецифические раздражители.
Нормальные роды как природный тракционный ротационный манипуляй ионный механизм.
Механизм родов.
Возможные факторы, нарушающие механизм родов.
Дополнение к патогенезу ДЦП.
Понятие о вертебро-косто-стернальном нейровисцеральном блоке.
Дополнение к патогенезу внутричерепной гипертензии.
Лечебно-реабилитационный процесс.
Общие рекомендации.
Технология реабилитации детей с ДЦП и другими видами параличей (по В. А. Качесову). Аналогия в родах.
Рекомендации по лечению отдельных форм ДЦП.
Атонически-астатическая форма ДЦП.
Несколько практических рекомендаций к лечению гиперкинезов.
Особенности реабилитации детей с генерализованными формами гиперкинезов.
Особенности лечебной физкультуры при гиперкинезах (по В. А. Качесову).
О дистрофических и диспластических процессах в опорно-двигательном аппарате при ДЦП. «Синдром коротких мышц». Коррекция диспластических нарушений опорно-двигательного аппарата.
Дополнение к патогенезу дистрофических и диспластических проявлений при ДЦП.
О дисплазии тазобедренных суставов.
О «синдроме коротких мышц».
Интенсивная реабилитация при выраженных диспластических проявлениях в опорно-двигательном аппарате.
Критерии реабилитационного процесса. Критерии реабилитации.
Критерии реабилитационного процесса при применении авторской технологии.
Другие критерии диагностики и реабилитации, устанавливаемые аускультативно.
Восстановление адекватных вегетативных реакций.
Дополнительные критерии реабилитационного процесса.
Объективные критерии успешной реабилитации.
Контроль за динамикой физического развития.
Определение биологического возраста как метод исследования и динамического наблюдения. Ускорение прорезывания молочных зубов как критерий реабилитации детей с ДЦП.
Двигательные нарушения.
Чувствительность.
Отклонения в психической деятельности.
Электроэнцефалографическое исследование головного мозга.
Допплерографическое исследование.
Рентгенография и Я MP-исследования.
Другие виды исследований.
Эффект волнообразного течения реабилитационного процесса.
Дальнейшая реабилитация детей с ДЦП. Современные технологии.
Методы сенсорной коррекции.
Лечебная верховая езда — иппотерапия.
Педагогические программы.
Лечебные костюмы.
О новейших разработках систем реабилитации детей с ДЦП.
Профилактика ДЦП в послеродовом периоде.
Заключение.
Приложения
Советы практикующим врачам.

Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей инвалидов.
Психофизиологические аспекты понятий «болезнь» и «диагноз».
Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей-инвалидов.
Несколько практических советов.
Физическая и социальная адаптация.
К истории вопроса о руководящей роли центра и первичности патологических процессов в головном мозге. (Информация к размышлению).

Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми - таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
  • преобладание одной руки к 18 месяцам;
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.

Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными - все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа "Логоритмика");
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия - массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат - специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето - разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация - важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич».

Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Средства технической реабилитации

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту - приспособиться к жизни.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Инвалидность при ДЦП

Имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования. Маме с ребенком предстоит пройти невролога, хирурга, психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста и ЛОРа. На этом «приключения» отнюдь не заканчиваются. Далее следует:

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения - например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо - 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО - Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи - педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште - столице Венгрии - это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.

Жанр : Неврология

Формат : PDF

Качество : OCR

Описание : «Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. И хотя термин «церебральный паралич» не отражает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировой литературе, поскольку другого термина не предложено» (Семенова К. А., Лильин Е. Т. и др.).
Ежегодно на учет по инвалидности ставится около 800 тысяч человек, 25% от этого числа составляет трудоспособный контингент. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. По оценкам специалистов к 2015 году доля здоровых новорожденных может сократиться до 15-20% от общего числа детей. «Функциональные отклонения выявляются у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю» (Семенова К. А., 1984 г.).
Ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом, что свидетельствует о несостоятельности проводимых медико-социальных реабилитационных мероприятий.
Известно около 500 факторов, объясняющих причины появления клиники ДЦП. Так как развитие медицинской науки и методов исследования не стоит на месте, то этих факторов со временем будет найдено еще больше, а прогнозы в реабилитации детей с ДЦП станут еще пессимистичнее. Такой парадоксальный вывод не устраивает врачей и родителей больных детей с ДЦП.
По-видимому, необходимо пересмотреть устоявшиеся взгляды на этиологию, патогенез, лечение и реабилитацию детей с ДЦП, так как удручающая статистика свидетельствует не в пользу общепринятых подходов к проблеме ДЦП.
Восстановление функций нервной системы и поперечно-полосатой мускулатуры при ДЦП - главная задача реабилитологов.
Без четкого определения общебиологического базового термина «функция», без понимания диалектической связи «функции и структуры» невозможно представить и тактику реабилитационного процесса. Поэтому автор в этой книге заостряет внимание на этом вопросе.
В силу привычных стереотипов, искусственное разделение нервной системы на «головной мозг», «спинной мозг» и «периферические нервы» с целью лучшего изучения, незаметно привело и на практике к раздельному восприятию этой единой системы. Такой, стереотип рассуждений, несомненно, отразился и на определении причинно-следственной связи при ДЦП. В общей части данной монографии автор подробно останавливается на этом вопросе. 1
У всех детей с ДЦП отмечается нарушение осанки, дискоординация в движениях конечностей, преобладание тонуса сгибающей, приводящей и пронирующей мускулатуры, что свидетельствует не только о дисбалансе поперечно-полосатой мускулатуры тела, но и о патологии развития позвоночного столба.
В клинической картине нарушение координированной работы поперечно-полосатой мускулатуры описывают все исследователи, изучающие проблему ДЦП. Но вовлечение в процесс поперечно-полосатой мускулатуры рассматривается ими как следствие первичных патологических изменений в головном мозге. Эти клинические признаки указывают не только на патологию головного мозга, но и на нарушение механизмов реципрокной иннервации при ДЦП. Поэтому автор заостряет внимание на этом вопросе.
Нарушения тактильной, болевой и температурной и других видов чувствительности выявляются у всех детей с ДЦП, что позволяет сделать предположение о неадекватных ответных реакциях, как следствии неадекватного восприятия окружающего мира. Неадекватные реакции ребенка проявляются в виде серии специфических ответов на неспецифический раздражитель - спастически сокращающейся мускулатуры, некоординированных движений и т. д. В книге подробно освещается этот вопрос в разделе «Специфический ответ на неспецифический раздражитель».
Ознакомившись с этими разделами, можно сделать вывод, что причиной нарушения сложных видов авторегуляции организма ребенка с ДЦП является не только нарушение деятельности головного мозга, но в первую очередь эти нарушения связаны с деятельностью элементарной рефлекторной дуги, центры которой находятся в спинном мозге.
Возможно ли первичное поражение проводящих путей спинного мозга и периферических нервов при ДЦП? Автор решил подробней осветить этот вопрос с точки зрения фундаментальных наук.
Патология в родах является одной из ведущих причин в генезе ДЦП, поэтому механизм родов рассматривается подробно в этой книге, но с точки зрения реабилитолога. Такой взгляд на механизм родов объясняет некоторые патогенетические механизмы ДЦП и помогает понять, как проводить раннюю профилактику ДЦП.
В реабилитационной практике врачи имеют дело с уже свершившимся фактом - рождением жизнеспособного ребенка, и на первый план выходит задача восстановления нарушенных функций у этого ребенка. Поэтому важным является ответ на вопрос - можно ли помочь конкретному ребенку?
Часто, не задумываясь о последствиях, врачи заявляют матери больного ребенка: «Вам нужно смириться, привыкнуть к тому, что это заболевание неизлечимо... Медицина, увы, пока бессильна... Возможно лишь частичное восстановление функции...» и т. д. Эти и другие высказывания подобного типа звучат как приговор. Недаром так злободневен вопрос об ятрогенных заболеваниях, последствиях врачебных высказываний.
Если врач не знает, как восстановить функцию при наличии анатомического субстрата, то это еще не означает фатальности исхода. В лечении других заболеваний, где этот врач добивается успехов, он, безусловно, компетентен. Таким образом, высказывания о фатальности исхода еще не означает сам исход, - это лишь признание врачом своей некомпетентности именно в этом вопросе. В приложении к этой книге специально уделяется внимание проблеме ятрогенных заболеваний и психологии общения.
Чтобы помочь больному ребенку восстановить функции, нужно быть компетентным в этом вопросе специалистом. А компетентность - это знание закономерностей процессов восстановления нарушенных функций. Профессионализм - это умение и желание врача претворить свои знания в жизнь, чтобы увидеть тот результат, который он прогнозирует.
Автор надеется, что, прочитав эту книгу, многие специалисты, изменив свой стереотип мышления, отбросят скепсис и с новыми силами начнут сражаться за каждого невинного больного ребенка.
Автор желает успехов в новом тысячелетии всем медработникам, сражающимся за жизнь и здоровье своих пациентов!

В книге «Основы интенсивной реабилитации . ДЦП » автор продолжает развивать тему о возможностях интенсивной реабилитации и обобщает накопленный опыт реабилитации детей с различными формами ДЦП на основе разработанной им технологии . Приводится нестандартный взгляд на этиологию и патогенез ДЦП . Автор опирается на фундаментальные науки , научные факты и не делает допущений , что делает излагаемый материал очень убедительным . Подробно описана авторская технология интенсивной реабилитации . Фотоматериалы , и многочисленные методы исследования , подтверждают положительную динамику реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП .

В приложениях даны интересные сведения о психологии общения матери , ребенка и врача .

Книга написана доступным языком и представляет несомненный интерес для реабилитологов , невропатологов , ортопедов и врачей других специальностей , а также для родителей , имеющих детей с ДЦП , задержкой психомоторного развития и др . нарушениями развития .

Глава 1. Современные представления о патогенезе и лечении ДЦП .

(Краткий обзор литературы .)………………………………………

1.1.Этиология и патогенез …………………………………

1.2.Современный подход к лечению ДЦП ………………………………

1.3. Заключение по обзору литературы …………………………………

Глава 2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ …………………………………

2.1. К вопросу о причинно - следственной связи в патогенезе ДЦП …………

2.2. Функция и структура . Сопряженность циклических процессов в

организме . Нарушение функции …………………………………………………..

2.3. Эволюция и онтогенез . Причины различий в течении заболеваний у

человека и других представителей животного мира .

2.4. Психическая , интеллектуальная деятельность . Поведение …………………

2.5. Механизм реципрокной иннервации …………………………………………

2.6. Специфический ответ на неспецифический раздражитель …………………

Глава 3. Клиническая картина ДЦП , как комплекс специфических

ответных реакций на неспецифические раздражители ……

Глава 4. Нормальные роды , как природный тракционный ротационный

манипуляционный механизм ………………………

4.1. Механизм родов

4.2. Возможные факторы , нарушающие механизм родов

Глава 5. Дополнение к патогенезу ДЦП ……………………

5.1. Понятие о вертебро -косто -стернальном нейровисцеральном блоке .

5.2. Дополнение к патогенезу внутричерепной гипертензии

Глава 6. Лечебно - реабилитационный процесс . Критерии реабилитации .

6.2. Технология реабилитации детей с ДЦП и другими видами параличей

(по В .А . Качесову ). Аналогия в родах .

7.1. Атонически -астатическая форма ДЦП .

7.2.1. Особенности реабилитации детей с генерализованными формами

гиперкинезов …………………………….

7.2.2. Особенности лечебной физкультуры при гипрекинезах (по В .А .

Качесову )… …

Глава 8. О дистрофических и диспластических процессах в

опорнодвигательном аппарате при ДЦП . « Синдром коротких мышц ».

Коррекция диспластических нарушений опорно - двигательного

аппарата ……

8.1. Дополнение к патогенезу дистрофических и диспластических

проявлений при ДЦП ………………………………

8.2. О дисплазии тазобедренных суставов ……….

8.3. О «синдроме коротких мышц »………………

8.4. Интенсивная реабилитация при выраженных диспластических

проявлениях в опорно -двигательном аппарате ……….

Глава 9. Критерии реабилитационного процесса . Критерии

реабилитации .

9.1. Критерии реабилитационного процесса при применении авторской

технологии …………………

9.1.2. Другие критерии диагностики и реабилитации , устанавливаемые

аускультативно ………………………..

9.2. Восстановление адекватных вегетативных реакций . ……

9.3. Дополнительные критерии реабилитационного процесса ……………….…

9.4. Объективные критерии успешной реабилитации …………………………..

9.4.1. Контроль за динамикой физического развития ……………………………

9.4.2. Определение биологического возраста , как метод исследования и

динамического наблюдения . Ускорение прорезывания молочных зубов как

критерий реабилитации детей с ДЦП …………………

9.4.3.Двигательные нарушения …………………………

9.4.4. Чувствительность ………………………………………

9.4.5. Отклонения в психической деятельности ……………

9.4.6. Электроэнцефалографическое исследование ……….

9.4.7. Допплерографическое исследование …………………

9.4.8. Рентгенография и ЯМР – исследования ………………

9.4.9. Другие виды исследований ……………………………

9.5. Эффект волнообразного течения реабилитационного процесса …………..

Глава 10. Дальнейшая реабилитация детей с ДЦП . Современные

технологии .

10.1.Методы сенсорной коррекции …………

10.2 Лечебная верховая езда - иппотерапия ……

10.3. Педагогические программы ………………

10.4. Лечебные костюмы ………………………

10.5. О новейших разработках систем реабилитации детей с ДЦП

Глава 11. Профилактика ДЦП в послеродовом периоде …………

Заключение ………………………………………………………………………

Приложение№ 1. СОВЕТЫ ПРАКТИКУЮЩИМ ВРАЧАМ .

П .1. Психофизиологические аспекты понятий «болезнь » и «диагноз »………

П .2.Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач »,

«врач и ребенок », «мать и ребенок » при реабилитации детей инвалидов ……

П .3. Несколько практических советов …………………………………………..

П .4.Физическая и социальная адаптация ………………………………………..

Приложение № 2. К истории вопроса о руководящей роли центра и

первичности патологических процессов в головном мозге . (Информация

к размышлению )…….