Крест константина значение букв по бокам. Равноапостольные царь константин (†337) и матерь его царица елена (†327). Крест катакомбный, или “знамение победы”

С. В. Гнутова

«Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России


Илл. 1
1 Cruikshank Dodd E. Byzantine silver stamps. Washington, 1961. За указание этого источника выражаю благодарность Вере Николаевне Залеской. 2 Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. С. 116–117.

В 2005 г. на южном побережье Крыма был найден один из древнейших крестов на территории России [илл. 1 ]. Это равноконечный крест, так называемый crux immissa с расширяющимися от средокрестия ветвями. Самое древнее изображение креста такого рода находится в катакомбах III в. св. Люцилы в Риме. В центре креста расположена крупная христограмма ХP , над ней - лавровый венок. По сторонам христограммы - крупные латинские буквы «ΔN» и «CS», внизу «VI», в расшифровке означающие соответственно «ΔOMINUS NOSTER CONSTANTINUS VICTOR» - «НАШ ГОСУДАРЬ КОНСТАНТИН ПОБЕДИТЕЛЬ». Подобные надписи встречаются на серебряных блюдах IV–V вв. византийской работы 1 , а также на византийских монетах IV–V столетий 2 .

Форма креста, изображения и стилистические особенности, также как и технология его изготовления, указывают на раннехристианский период не позднее VI столетия. Перед нами так называемый «победный» крест царя Константина или «Константинов крест».

3 Приношу благодарность зав. сектором реставрации металла ГОСНИИРа Шемаханской М. С. и реставратору высшей категории Ветлужскому В. В. за консультацию по вопросам технологии изготовления креста.

Крест оформлен по краю нитью рельефного жемчужника, древнейшим орнаментальным мотивом. Технология изготовления креста также указывает на чрезвычайную древность памятника - ковка с дальнейшим свободным давлением букв и жемчужника острым инструментом на мягкой массе с оборота. В соответствии с заключением реставраторов по металлу, такая техника известна с античного периода и применялась при изготовлении раннехристианских изделий. Крест выполнен путем вырубки из тончайшего серебряного листа, состоит из двух пластин с завальцовкой краев лицевой стороны. На оборотной пластине вверху - выступающий отросток, загнутый на лицевую часть и, таким образом, образующий петлю для продевания шнура. Этот технический прием употреблялся в древнейших памятниках ювелирного искусства 3 .

4 2000 крстови од Македониjа. Скопjе, 2000. Кат. 13. Бронзовый крест-привеска. Скопье. VI в. 2,4×2,4; Кат. 15. Бронзовый крест-привеска. Скопье. VI в. 1,6×1,3.

Техника изготовления нательных крестов из золотых, серебряных и бронзовых пластин довольно широко распространена для раннехристианского периода (в подобной же технике изготавливались и процессионные кресты). Кресты VI века исполненные путем вырубки из металлической пластины, равноконечные и имеющие расширяющиеся концы, были найдены на территории Македонии, в Скопье. Они украшены глазковым орнаментом и пробиты в двух местах - вверху и внизу. Необычно их предназначение - они являлись привесами к бронзовым палочкам, служившим, по-видимому, в качестве ручек для письма на табличках 4 .

5 См., например, пекторальный золотой крест VI в. с красным камнем в средокрестии 7,0×4,8. Афины. Музей Канеллоопулос. № 116. Крест изготовлен из тонких кованных листочков золота и имеет полые восьмигранные ветви. Опубл.: Splendeur de Byzance: Catalogue. Bruxelles, 1982. P. 197. G. 1. 6 Хрушкова Л. Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище // Сугдейский сборник. Вып. 2. Киев – Судак, 2005. С. 330. 7 2000 крстови од Македониjа. Скопjе. Кат. 6. Золотой крест VI века из Неготино. 3,5×2,6; Кат. 14, 17, 18, 19. Нательные кресты VI века равноконечные с расширяющимися ветвями. Бронза, литье.

Нательные золотые и серебряные кресты без изображений с гладкими трубчатыми или гранеными (иногда восьмигранными) полыми ветвями, расширяющимися от центра и часто имеющие в средокрестии вставку-кабошон из смальты, пасты или полудрагоценного камня, нередки в ранневизантийских могильниках. Обычно, исходя из археологического контекста, они датируются VI в. Технология изготовления подобного типа крестов несколько схожа с техникой изготовления рассматриваемого креста. Схожесть заключается в том, что такие кресты исполнялись из тонких пластин золота или серебра путем вырезания по форме, ковки и крепления одной детали в другой. Так изготавливались очень древние кресты с ориентацией на технологию еще античных вещей 5 . Подобные кресты находят, в основном, на восточных территориях Византийской империи между Турцией и Кипром. Судя по археологическим и нумизматическим находкам эти кресты, как и связанные с ними комплексы, относятся ко времени императоров Юстина I и Юстиниана 6 . Известны подобные кресты и на территории Болгарии и Македонии 7 .

8 Laurent J. Delphes chretiens // BCH. 1899. XXIII. Подобный золотой крест VI в., только меньшего размера, найденный возле Тарса (Киликия), хранится в ГЭ. Опубл.: Банк А. В . Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1966. Ил. 103, 107. 9 Хрушкова Л. Г. Ук. соч. С. 415. Sauer J. Christusmonogramm // LTh K. 1958. Bd. II. P. 1177; Kellner W. Christusmonogramm // Lexikon der Christliche Ikonographie. Rom - Freiburg - Wien, 1968. Bd. I. P. 455–458; Dinkler E., Dinkler von Schubert T. Kreuz I // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1995. P. 23–219.

В средокрестии найденного в Крыму креста размещен раннехристианский символ - хризма. Из многих христианских мотивов она обладает четко выраженными датирующими признаками. На кресте представлен тот тип монограммы Христа, который комбинирует первые буквы имени Христа, Х (хи) и Р (ро), и именуется константиновской монограммой или христограммой (хрисмон). Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Иногда христограмма дополнялась апокалиптическими буквами, альфой и омегой, которые восходят к Откровению Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Апок. I, 8 ; XXI, 6). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан. Один из первых исследователей христограмм Ж. Лоран отметил, что «Константиновская монограмма уже не употреблялась в середине V в., она уступила место сначала монограммическому кресту» 8 , т. е. тому типу монограммы, которая комбинирует крест и букву Р (ро). Апокалиптические буквы в христограмме распространились лишь к концу IV века. Христограмма в венке (monogramma laureatа) часто встречается на саркофагах второй половины IV - начала V веков в Риме, Равенне, Галлии, Испании, а также в склепах Херсонеса 9 .

10 Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и духовной жизни. М., 1998. С. 99–100. 11 Там же. С. 94–95.

О силе самого знака креста писал прп. Исаак Сирин: «Божественная сила таинственно живет в нем [Кресте] - точно также как Бог имеет обыкновение действовать во всяком поколении, показывая чудо силы Своей в том, что на материальных предметах во все времена помещает Он страшным образом Свое честное Имя и являет в них миру чудеса и величие». 10 По его мнению, предмет приобретает сакральный смысл в зависимости от посвящения. Если на предмете помещается имя Божие, то является и сила Божия 11 .

Изображения монограммы имени Христова и Креста нередко соединялись с другими символическими знаками, например, с изображениями якоря, рыбы, голубя, венка, ветвей и др.

Всматриваясь в историю начертания монограммы имени Христа, можно заметить, что оно с течением времени более и более приближается по форме к начертанию простого креста и, наконец, совсем уступает ему место. Открытое изображение креста распространяется в Церкви лишь с IV в. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален, в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма.

Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей св. мучеников или Древа Креста Господня и на этих медальонах изображалась монограмма с именем Христовым.

Все это свидетельствует о том, что начертание монограммы имени Христа и Креста было в широком употреблении у христиан со времен императора Константина Великого.

12 Православный собеседник. 1869. С. 240–241.

Археолог Росси отмечает, что на римских надгробных памятниках почти совсем не встречается открытого начертания Креста до IV в. В числе более десятка тысяч надгробных камней и надписей, изученных Росси, ему попались только четыре надписи с изображением открытого Креста – два в усыпальнице Домициллы и два в усыпальнице Каллистовой, которые он нашел возможным с вероятностью отнести к III в. 12

Кресты, находимые в римских подземельях, составлявших тайные убежища и места вечного упокоения христиан первых трех веков во времена сильных гонений против них, встречаются на разных вещах, обнаруженных в этих катакомбах: на гробовых каменных плитах, на подсвечниках, которыми освещались эти темные и глубокие пещеры, равно как и подземные извилистые ходы в церкви св. Сильвестра, папы Римского, построенной в подземельных термах Домициана, наконец, на саркофагах, или мраморных арках, наружные стороны которых украшены скульптурными изображениями из истории Ветхого и Нового Заветов. На каменных плитах, вдвигавшихся в четвероугольные пещеровидные гробы мучеников, весьма часто можно встретить следующие начертания:

13 фон Фрикен А. Римские катакомбы и памятники первоначального Христианского искусства. М., 1877. Ч. II. С. 141.
т. е. крест, пальма и имя Христа Спасителя вместе со св. крестом 13 .

В труде св. Иоанна Кронштадтского «О Кресте Христовом» подробно описывается история явления Креста императору Константину. Приведем отрывок из его книги:

«Крест Христов, зарытый в землю по снятии с него животворящего тела Господа, был обретен и просиял, как солнце, чрез три века после того, при благочестивом царе Константине. Он был извлечен из земли св. царицею Еленою, матерью царя Константина, на украшение и славу всей Церкви. В это же время множество крестов и его изображений сделал Константин, который теперь в кресте полагал всю свою славу и, вместе с Апостолом, ничем не хвалился, как только крестом. В IV в. слава креста Христова наполнила все христианские жилища, разные домашние и военные уборы и даже места вне жилищ, так что св. Златоуст говорил уже: «крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи.., так наперерыв все восхищают этот удивительный дар». Без сомнения, св. Златоуст говорит здесь о четвероконечном кресте, ибо другого вида креста тогда не было известно.

I. О крестном знамении, явившемся на небе равноапостольному Константину

Об этом событии рассказывает жизнеописатель св. Константина, Евсевий, его современник и собеседник. Оно случилось прежде обретения первоначального креста Христова равноапостольною Еленою, матерью Константина, что видно между прочим из того, что, по возвращении св. Елены из Иерусалима, равноапостольный сын ее соорудил уже три больших креста в память трех, последовавших одно за другим, явлений креста на небе. Вот как описывает Евсевий это чудесное явление креста на небе и форму воинского знамени, устроенного по образу этого креста: «Усердно вознося свои молитвы и прошения [к Богу о том, чтобы Он вразумил его о Себе и обратил от заблуждения к свету истины], царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало склоняться к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» 14 . 14 Приводим полное описание по кн.: Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 43–151:
«Книга 1. ГЛАВА 28. О том, как во время молитвы он удостоился видения от Бога, то есть среди дня увидел на небе крест из света с надписью, повелевавшею сим побеждать.
И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», - говорил василевс, - «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай!». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.
ГЛАВА 29. О том, как во сне явился ему Христос и повелел в войне с врагами иметь знамя, изображающее крест.
Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов.
ГЛАВА 30. Изготовление такого крестного знамения.
Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами.
ГЛАВА 31. Описание крестовидного знамени, которое ныне римляне называют хоругвью.
Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило «р». Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивыми, вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему.
ГЛАВА 41. Радость областей и всепрощение, дарованное Константином.
Таким образом, боголюбивый василевс, славясь исповеданием победоносного креста, весьма решительно проповедал Сына Божьего и самим римлянам.
Книга 2. ГЛАВА 7. О том, что во время сражения там, где показывался символ креста, там одерживалась победа.
В самом деле, где он показывался, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда василевс узнал об этом, то символ спасения, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой отряд ослабевшим. Победа с ним тотчас восстанавливалась, потому что сражавшихся при нем укрепляли бодрость и сила, посылаемые свыше.
Книга 4. ГЛАВА 21. На оружии воинов знаки Креста Спасителя.
Даже и на оружии гоплитов повелел он изображать символ спасительной победы, перед войском же носить не золотые статуи, как это водилось прежде, а только спасительный трофей».

<…> Из Евсевиева описания воинского знамени, устроенного по образу креста, виденного Константином на небе, видно, что на небе явилось знамение креста четвероконечного и что крестом Христовым христиане называли в то время именно фигуру, сложенную только из двух дерев или линий продольной и поперечной. Эта воинская хоругвь, известная первоначально под именем лабарума, сделалась потом достоянием Церкви как знамя победы ее над диаволом, лютым врагом ее, и смертью. В настоящее время, как и во все времена после Константина, церковные хоругви с четвероконечным крестом служили и служат безмолвным наглядным памятником явления крестного знамения св. Константину на небе и устроения им воинского знамени с крестом, или лабарума. Настоящие хоругви имеют только то отличие от лабарума Константина, что на них, на самом верху, нет венца, а в нем - имени Христа Спасителя и что над поперечным реем, к которому привешивался священный плат и который с продольным древком составлял фигуру креста, у нас делается из верхушки продольного древка и маленького поперечника другой, очень небольшой крест. Но во всяком случае устройство четвероконечного креста на церковных хоругвях в соответствие собственно кресту, который хотел видеть в них св. Константин, должно быть предпочитаемо устройству осьмиконечного: на небе ясно был изображен первый вид. Осьмиконечный крест, видимый иногда на хоругвях, есть уже русское изобретение: в Греции этого не было и нет теперь» 15 .

15 О Кресте Христовом (против раскольников). СПб., 1896. Цит. по: Ставрографический сборник. Кн. III: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 31–32.
16 Требник. Последование св. Миропомазания. М., 1894. С. 24. 17 Творения св. Иоанна Златоуста. СПб., 1904. Т. X. С. 500. 18 Православный собеседник. 1869. С. 248.

Крест Христов издревле был знамением последователей Иисуса Христа. Христиане получали знамение Христово при крещении и миропомазании, на что указывают слова при совершении этого таинства: «Печать дара Духа Святаго» 16 . Существует параллель между последователями Христовыми и воинами, на которую указывал св. Иоанн Златоуст: «Подобно тому, как воины запечатлеваются печатью, так и верующие - Духом Святым, чтобы всякому ты был заметен, если выйдешь из строя» 17 . У древних церковных писателей есть прямые указания на то, что монограмма была особого рода формой Креста Христова. Христианский поэт Пруденций, рассказывая о распоряжении Константина Великого, начертать монограмму на воинских щитах и знаменах, называет ее Крестом 18 .

19 Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 219 (по изданию 1917 г.) 20 Там же. С. 219. 21 Романов Г. А. Кресты в крестных ходах Древней Руси // Ставрографический сборник. Кн. II: Крест в православии. М., 2003. С. 70. 22 Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 36–37.

Императором Константином Великим было установлено, перед сражением с неприятелем, совершать обхождение войска священником с полотном-хоругвью. А. П. Голубцов писал об этом знамени Константина: «Поперечина, составляющая среднюю ветвь креста, имела чисто механическое значение и предназначена была поддерживать кусок полотна, представлявший царское знамя. Таким образом, главное, что придавало христианский характер этому знамени, есть монограмма имени Христова, а не крест» 19 . Хоругвь Константина Великого стала походным знаменем византийских войск и при последующих императорах. Юлиан Отступник (361–363 гг.) приказал снять монограмму имени Христа с лабарума, но Иовиан (363–364 гг.) не только возвращает ее, но и дополняет крестом, а Валент (364–378 гг.) на своих монетах использует изображение четырехконечного креста уже вместо монограммы 20 . Это позволяет предположить богослужебное применение изображения Креста в крестных ходах начиная с 370-х годов, причем Крест стал символом Божьего ограждения, о чем свидетельствуют слова молитвы: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла» 21 . Одно из первых свидетельств использования крестов в крестных ходах относится к 400 г.: при переносе мощей св. мучеников из Константинополя в пригород Дрипии христиане несли серебряные кресты, конструкция которых была изобретена самим свт. Иоанном Златоустом, а их изготовление оплачено императрицей Евдокией (400–404 гг.) 22 .

23 Романов Г. А. Указ. соч. С. 71. 24 Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 172–174.

Г. А. Романов выделяет четыре основных мотива, повлиявших на формирование типа выносных крестов. Один из них - воспоминание победного креста императора Константина Великого, виденного им на небесах. По форме это крест, расширяющийся от средокрестия, как от источника света, во все четыре стороны, так называемый византийский или Константиновский крест. Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя…» связывают с посвящением св. императору Константину, которому Господь Крестом дарует победу. «Изгнание врагов, дарование победы, уподобление равноапостольному императору Константину Великому, - вот смысл применения константиновской формы креста в крестных ходах», - отмечает Г. А. Романов 23 . Константиновская форма запрестольных крестов признается исследователями старейшей, связанной с ходами военных и восходящей к ранневизантийским временам 24 . Найденный в Крыму крест имеет именно такую форму и вполне может быть отнесен к числу воинских.

25 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина, гл. I, 28. 26 Там же. Гл. I, 29.

Епископ Евсевий Кесарийский, биограф Константина Великого, описывает два видения, в которых императору было явлено знамение Креста - дневное и ночное. Во время первого император «своими очами видел составившееся из света и лежащее на солнце знамение креста с надписью «сим побеждай!» (εν τουτω νικα ) 25 . Той же ночью «во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов» 26 .

27 Щедрина К. А. «Крест императора Константина Великого»: к вопросу иконографии // Ставрографический сборник. Кн. II. С. 55–66. 28 Успенский Б. А. Крест и круг. М., 2006. С. 234–236, 272.

Согласно описанному Евсевием видению, явленный Крест был сияющим, вписанным в круг или с концами, выходящими за его пределы (знамение, лежащее на солнце), по второму видению нижний конец креста мог быть длиннее прочих 27 . По мнению ряда исследователей, Константин отождествлял себя с солнцем, подобно своим предшественникам, языческим императорам; во всяком случае, почитание Христа, бесспорно, сочеталось у него с культом солнца. Можно полагать, что Константин соединил таким образом поклонение солнцу с поклонением кресту. Объединение солнца и победы в видении Константина отвечает не только культу Непобедимого Солнца (Sol Invictus) - государственному культу Римской империи со времени императора Аврелиана, - но и восприятию Солнца и Победы как божественных спутников-покровителей (comites) императора. Посвящения как «Непобедимому Солнцу» («Soli Invicto»), так и «Неизменной счастливой победе государя» («Victoriae laetae principis perpetuae»), обычные на монетах Константина, могут сочетаться с изображением креста, что соответствует восприятию креста как солярного символа. В свою очередь, в христианской традиции это определяет сочетание креста с надписью νίκα . Например, на крестах, поставленных Константином на площадях, была надпись νίκος 28 .

29 Грабар А. Н. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 55. 30 Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000. С. 8.

Крест как знак победы стал необходимым атрибутом императора в Византии. Особая реликвия, так называемый Крест Константина, хранившийся в часовне св. Стефана в Большом императорском дворце в Константинополе был, по замечанию А. Н. Грабара, «неотделим от императора, как в дни мира, так и во время войны. Крест предшествовал ему в торжественных процессиях и сопровождал в битвах» 29 . Особое значение Победоносного Креста было связано не только с той ролью, какую он играл в битвах равноапостольного Константина как «предводитель» войска. Крест становится символом триумфа василевса, когда, приняв оружие победы Спасителя, император уподоблялся Христу. 30

Равноконечный крест с расширяющимися ветвями встречается в наиболее ранних христианских памятниках фасадной скульптуры, живописи, мелкой пластики и пр. В период с IV по VII в. н.э. подобного типа кресты греческой формы часто помещались в центр лаврового венка, символизируя победу над смертью.

31 См. подробнее: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М., 2002. С. 301–302, 370–374. Рис. 70, 118, 141, 142 и др.

Равноконечный крест с расширяющимися концами, часто размещенный в круге или в венке - широко распространенный в IV–VII вв. элемент архитектурного декора почти на всем христианском Востоке: в Египте, Сирии, Грузии, Армении и странах Малой Азии. Капители V–X вв. с подобными раннехристианскими мотивами встречаются и на территории Абхазии 31 .

32 Nabil Selim Atalla . Coptic art. Sculpture-architecture. Cairo. 1989. Vol. II. P. 25–26, 29. 33 Ibid. Р. 37–39. Рельефные каменные плиты III–IV вв. с изображением анхов, декорированных христианскими символами из собрания Коптского музея в Каире.

Множество примеров с использованием такой композиции находятся в коптском искусстве. Эти изображения, размещены в центре резных известняковых фронтонов IV в. из церкви в Дандерах (Египет) [илл. 4 ] 32 и, даже, в верхней части рельефных каменных плит с изображением анхов [илл. 5 ] 33 .


34 Опубл. в кн.: Христиане на Востоке: Каталог выставки ГЭ. СПб., 1998. С. 153. Кат. 197. Плита была привезена В. Г. Боком из Египта в 1898 году. 35,5×34,0 см. Известняк, резьба, раскраска. ГЭ № 11085. Плита прямоугольная, украшенная крестами и анхами, имеющая греческую надпись в 3 строки: «Монастырь дев». Вероятно, плита была вмонтирована в стену женского монастыря название которого на ней высечено. 35 Опубл. в кн.: Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. – Т. 1. – М., 1977. С. 150–153. Кат. 281, 283, 284.

Особой стилистической близостью к исследуемому кресту отличается резной крест, помещенный в центр крупного венка с симметрично расположенными крупными листьями лавра на известняковой плите VI–VII вв., привезенной из Египта и хранящейся ныне в собрании Государственного Эрмитажа [илл. 6 ] 34 . Такие же крупные кресты в венках вырезаны на стелах VI–VII вв. коптской работы [илл. 7–9 ] 35 .

36 Там же. С. 33. Кат. 26. Штамп для просфоры. Восточное Средиземноморье. VI в. Глина, резьба. Д - 13,2 см. ГЭ № ω1108. На штампе - греческая надпись: «Тело Христово есть суть, берите». 37 Христиане на Востоке… С. 29. Кат. 16. Ампула с изображение креста. Сирия. VI в. Глина, резьба. 7,4×2,0 см. ГЭ № ω848. Аналогичная ампула была найдена в Бейруте.

Равноконечные кресты с расширяющимися ветвями встречаются на древних предметах различного назначения: например, на глиняном резном штампе VI в. для просфоры 36 , на глиняной ампуле VI в. из Сирии 37 , причем крест обрамлен жемчужником, в точности повторяющим орнаментальный мотив обрамления рассматриваемого нами креста.

Илл. 10 ] в центральной части портала вырезан шест, увенчанный венком, внутри которого помещена христограмма. Слева представлена сцена возложения на Христа венка. Христос изображен юношей со свитком в руках, за ним - воин в шлеме и с мечом возлагающий на него венок. Н. В. Покровский обращает особое внимание на эту сцену, считая её единственным примером в раннехристианском искусстве возложения венка на голову Спасителя. «Как форма венка, - пишет Н. В. Покровский, - так и вся сцена производит впечатление не поругания, но прославления Христа; венок не терновый, но лавровый ; он есть лишь символ страдания, но не орудие. <…> Венок и птицы могут означать как воскресение Христа (победу над смертью), так и вознесение на небо» 39 . 39 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 394–395, 405; он же . Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. С. 58, 92. 40 Юрочкин В. Ю. Древнейшие изображения Креста Господня // Православные древности Таврики: Сб. материалов по церковной археологии. Киев, 2002. С. 21–50. 41 Там же. С. 38. 42 Сергиев И. [св. прав. Иоанн Кронштадтский] Указ. соч. С. 31–32. Это замечание особенно важно, так как венок в этой сцене олицетворяет и победу над смертью, и прославление Спасителя, еще более усиливая символику хризмы. Венок, в который заключена монограмма, в римской военной символике обозначал победу, им венчались полководцы и правители. Его часто изображали в руках аллегорической женской крылатой фигуры Победы-Ники (лат. Виктории) 40 . В. Ю. Юрочкин отмечает, что последующие за видением Константина изображения хризмы «следует рассматривать как воспроизведение знака с лабарума св. Константина. Они появляются на монетах Константина, а также других римских императоров… Христограммы помещались на щитах полководцев и императоров еще в эпоху Юстиниана Великого (527–565 гг.), известны они и на его монетах» 41 . «Об изображении победы (Виктории) с крестом на монетах римских императоров с самых древних времен - до Константина, - пишет св. Иоанн Кронштадтский, - равно как и при нём, весьма часто изображалась, между прочим, Виктория в образе крылатой человеческой фигуры. Ее представляли большею частью с лавровым венком в руке, который она или подает изображаемому подле нее императору, или возлагает на его голову, или просто держит его в своей руке, когда изображается одна. Это, очевидно, обычай языческий, который свидетельствовал о вере римских императоров и римского народа в богиню войны. Константин Великий первый дал этой мнимой богине в руки крест, и ее с этого времени последующие римские императоры начали изображать чаще и уже не с лавровым венком, а с истинным знамением победы. Но Константин презирал самую богиню этого имени. На монетах последующих римских императоров, самых многочисленных и разнообразных, видна часто крылатая Виктория с крестом. Крест этот в руках победы, как видно из снимков монет, четвероконечный, - он состоит из длинной трости и небольшого поперечника. Константин первый ввел в обычай на монетах чеканить изображение креста и просто без победы» 42 .

В верхней части рассматриваемого нами креста помещен крупный лавровый венок, символизирующий победу. Этот мотив еще раз отсылает нас к победному кресту императора Константина. Но особенностью крымского креста является размещение хризмы не внутри венка (monogramma laureatа ), а под ним. Вероятно, это вызвано композиционным построением лицевой части креста, поскольку венок призван уравновесить все символы: хризму в средокрестии и буквы на трех ветвях. В целом, это не меняет сути «Константинова креста».

43 Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. Ч. 1. С. 234–235.

В древние времена существовал обычай украшать в праздники голову и здания венками (лавровыми, пальмовыми, дубовыми и др.). В книгах Нового Завета встречается венок как символ победы и награды. В этом значении упоминается: венец правды (2 Тим. IV, 8), венец славы (1 Петр. V, 4), венец жизни или живота (Иак. I, 12 ; Апок. II, 10). И такими венцами в знак славы и победы окружали монограмму Христа. Обычно, венок изображался при формуле in pace («в мире»), и таким образом выражал мир Царствия Небесного, in pace aeterna («в вечном мире»). Также часто вписывали в него монограмму Христа, что тогда означало in pace Christi («в мире Христове»), при этом сохраняя одинаковое значение. Подобным образом употребляли венок и при формуле in pace 43 .

Крест, обнаруженный в 2005 г., бесспорно, является уникальной находкой, не имеющей прямых аналогий среди известных нам памятников мелкой пластики. К сожалению, он был лишен археологического контекста и, в связи с этим, с определенной долей осторожности, можно утверждать, что публикуемый крест не выходит за рамки раннехристианского периода, однако, не исключена вероятность его появления в более позднее время. Его изучение требует дополнительной информации и материалов. Это лишь первая публикация редчайшей находки.

При создании памятного знака Императорского Православного Палестинского Общества были использованы такие же раннехристианские символы, какие изображены на найденном кресте. В этом усматривается определенная преемственность византийской христианской культуры и продолжение древних традиций в России.

Список иллюстраций:

Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».

Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).

Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.

Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).

Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.

Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.

  1. Крест Т-образный "антониевский"
  2. Крест "Египетский иероглиф Анх"
  3. Крест "буквенный"
  4. Крест "якореобразный"
  5. Крест монограммный "доконстантиновский"
  6. Крест-монограмма "посох пастыря"
  7. Крест "Бургундский" или "Андреевский"
  8. Крест "монограмма Константина"
  9. Крест монограммный "послеконстантиновский"
  10. Крест монограммный "Солнцеобразный"
  11. Крест монограммный "трезубец"
  12. Крест монограммный "константиновский"
  13. Крест круглый "нахлебный"
  14. Крест катакомбный или "знамение победы"
  15. Крест на Руси "патриарший" или на Западе "лоренский"
  16. Крест четырехконечный или латинский "immissa"
  17. Крест папский
  18. Крест шестиконечный "Русский православный"
  19. Крест осмиконечный православный
  20. Крест седмиконечный
  21. Крест "терновый венец"
  22. Крест "виселицеобразный"
  23. Крест "виноградная лоза"
  24. Крест "лепестковый"
  25. Крест "Греческий" или древнерусский "корсунский"
  26. Крест "накупольный" с полумесяцем
  27. Крест "трилистниковый"
  28. Крест "мальтийский" или "георгиевский"
  29. Крест "Просфорный - Константиновский"
  30. Крест старопечатный "плетеный"
  31. Крест "криновидный"
  32. Крест четвероконечный "каплевидный"
  33. Крест "Распятие"
  34. Крест схимнический или "Голгофа"
  35. Крест "гамматический" на Западе "crux gammata"
  36. Крест "трилистник, копие, губка и гвоздь"
  37. Крест "кельтский"

§1. Введение

История Креста

Крест мы от Крещения нашего мы носим на груди. Кресты видим на груди и в руках православных священников, на куполах и в росписях (наружных и внутренних) наших храмов, на могилах наших предков.

Крест есть оружие нашего спасения. Крест освящён пребывавшим на нём Телом Христа и Кровью Христовой, пролитой на нём. Для христиан крестстал защитой от дьявола.

Почитание креста происходит и потому, что на нем был распят Иисус Христос. Основной формой креста является четырехконечная, с одной перекладиной и основанием. Но существуют кресты с двумя и тремя перекладинами, которые располагаются выше/ниже основной.


Верхняя небольшая перекладина символизирует дощечку, где имелась надпись: «Иисусе Назарянин, Царь Иудейский». Нижняя же перекладина на самом деле являлась подставкой для ног, чтобы тело распятого не съезжало вниз, а в символике она изображается перекошенной и означает указатель направления на небеса в Царство Господа и путь в ад.

История креста, древнего мистического знака, простого и таинственного одновременно, посвящена уникальная книга И.Смирновой.

Здесь собрано практически всё, что известно на сегодняшний день о самом важном символе человечества.

Посмотреть PDF версию книги можно .

Крест изображался еще задолго до появления христианства в различных скульптурах религиозного и тайного значения по всему миру (Финикия, Ассирия, Египет, на территории древних государств Америки, изолированном о.Пасха, языческой Скандинавии, Тибете, Японии и Китае, Индии).

Крест — самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства.

Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком. С ним были связаны различные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Он входил составной частью в орнаменты, становился основой при строительстве жилищ и храмов, чеканился на монетах.

Почитание Креста на Руси было так велико, что путешественники из Европы в 17 веке утвердждали, что русские ничего почти не делают не перекрестившись. Кресты венчали Красные ворота городов, на дорогах устанавливались поклонные кресты.

Крест — хранитель всей Вселенной, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — верным утверждение, крест — Ангелам слава, крест — бесам язва, — говорится в «Стихирах Кресту», читаемых во время праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Ходить без нательного шейного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет».

Крест всякой формы есть истиный крест, — в этих словах преподобного Федора Студита всеобъемлющее благоговейное отношение верующих к этой величайшей святыне. Каноны церкви не регламенитируют строго форму нательного креста, что и обуславливает их многообразие.

Однако это не значит, что форма и материал креста могут быть абсолютно произвольными, за две тысячи лет сложился особый символьный язык нательных крестов. В то же время необходимо очень внимательно относиться к симовалам, сходных с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.

Так часто путают гамматический крест с ведическим символом свастики.

Отличить их достаточно легко: в гамматическом кресте гамматы повернуты против часовой стрелки, в то время как у свастики они повернуты в обратную сторону. Следует также упомянуть, что перевёрнутый крест является символом сатанистов, наряду с пентограммой (перевёрнутой пятиконечной звездой).


В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23)", поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом - прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых.

Форма Креста

Прямолинейная
(с прямыми углами средокрестия и балок). Эта форма максимально близка к исторически достоверной форме Креста, на котором был рапят Господь Иисус Христос.

С расширяющимися балками .
Расширяющиеся балки символизируют лучи Света Жизни, о котором Христос сказал: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тме, но будет иметь Свет Жизни». Часто средокрестие помещают в круг или крест вписывают в круг. Круг в древнем мире символизирует солнце: в кресте же это служит символом того, что Церковь называют Христа Солнцем Правды.

С квадратом или ромбом в среднокрестии .
Квадрат символизирует четыре земные стихии, усвоенных Христом при воплощении. Кроме того четыре угла квадрата или ромба символизирует четыре Евангелия и четырех евангелистов. Иногда ромбовидные элементы (часто с крестами внутри) распологаются и на концах балок креста.

С криновидными концами балок
По словам св. Николая Сербского, лилия есть символ беспопечительности: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут» Кроме того сам Иисус Христос уподобляется в писании лилия долин.

С треугольными концами балок
Треугольные концы балок символизируют троичную природу Господа, и имеют тоже значение, что и треугольник в нимбах изображений Господа Саваофа на древних иконах.

С кругами, шариками или каплями на концах балок
О символизме круга упоминалось выше, шарики же и капли (слезки) символизируют капли Крови Христовой, пролитой во искуплении грехов человека. Расположенные по три, эти элементы так же символизируют триипостасность Бога.

Процветший крест
Обрамление креста растительным орнаментом символизировало Древо Жизни — расцветшего Креста Господня. Кроме этого в процветшем кресте могли присутствовать изображения крина и виноградной лозы.

Язык материалов

Дерево
Символизирует Древо Жизни в раю. По словам Иоанна Дамаскина: «...как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение».

Серебро
Из-за своей белизны символизирует чистоту и целомудрие. Кроме того оно служит символом Божественного Откровения: «Слова Господни — слова чистые, серебро, отчищенная от земли в горниле...».

Золото
«Золото есть символ истины, — пишет св. Николай Сербский. — Золото не изменяется и не обманывает. Какого она в короне царской, такого и в земле, и в воде, и в огне - повсюду одинакого».

Камень
Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Поэтому апостол Павел утверждал, что золото стоит на камне, т.е. истины покоится на вере.

§2. Типы крестов

1. Крест Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий"


"Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, - сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. - Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке".


О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: "Изображение Греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.


Согласно церковному преданию, св. Антоний Великий носил на своих одеждах крест - Тау. Или, к примеру, св. Зенон, еписком города Вероны, поставил на крыше нововозведенной им в 362 г. базилики крест в форме букты Т.

2. Крест "Египетский иероглиф Анх"

Иисус Христос - Победитель смерти - устами царепророка Соломона возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: "Я семь воскресе и жизнь" (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь".

Египетский крест анх понимался как ключ, которым открываются врата к Божественному знанию. Т-образная связывалась с мудростью, а круг сверху-с вечным началом. в этом кресте обьединяются два символа-крест, как символ жизни,и круг, как символ вечности.

3. Крест "буквенный"

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, - буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

4. Крест "якореобразный"

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме - в 230-м , а в Галлии - в 474 году. А из "Христианской символики" узнаем, что "в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением "якоря" ".

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" . Этот, по слову Апостола, "якорь" , символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова - Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение "прочности" только дел земных.

5. Крест монограммный "доконстантиновский"

Известный специалист по литургическому богословию - архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста".

Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы "1" (йот) и буквы "X" (хи).

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Посетить интересный каталог старинных крестов можно посмотреть

Равносторонний крест с кругами между перекладинами, в которые вписаны инициалы святого имени Христа «ИС ХС» и греческое слово «НIКА» («побеждай»), своей иконографией восходит к победоносному символу христианства– кресту равноапостольного императора Константина.

В течение многих веков в христианском мире почитались два образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский,крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Эта форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

После распятия, воскресения и вознесения Христа Его последователи были преследуемы и гонимы в течение трех веков на всей огромной территории Римской империи: в Европе, Малой Азии и на севере Африки. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение христианства. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин I, прозванный потомками Великим. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других, он был веротерпим, не считал, что ему нужно воздавать божественные почести, и не стремился убивать тех, кто отказывался это делать.

Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризму), рядом с которыми сиял равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай». Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение.

Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник. Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. МеждуперекладинамиКонстантинова креста часто помещали дополнительные изображения – символы евангелистов, звезды, точки, кресты. Равносторонние кресты с кругами,словом«НIКА» и инициалами Христа были самыми распространенными. Они сохранились на сводах древнейших храмов, на монетах, в ювелирных изделиях, печатях. Подобные композиции, особенно распространенные в Палестине, и легли в основу геральдического символа Иерусалима после взятия его крестоносцами. Примерно в XIII веке крест, состоящий из одного большого и четырех малых равносторонних крестов, был помещен на герб рыцарей Гроба Господня и флаг Иерусалимского королевства.

Сейчас крест, состоящий из пяти крестов – большого центрального и четырех по углам, называется Иерусалимским. Он одинаково почитается католиками и православными. Именно такие кресты принято прикладывать для освящения к Гробу Господню в паломнических поездках в Святую землю.

Над созданием образа трудились художник Герман Пожарский и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Энциклопедия символов Рошаль Виктория Михайловна

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

**АРКА КОНСТАНТИНА **Арка Константина (52), которая возвышается рядом с Колизеем, представляет собой самую большую античную триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. Ее построили по распоряжению римского Сената в 312-315 годах, чтобы увековечить победу Константина I над

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

УЛИЦА КОНСТАНТИНА ЗАСЛОНОВА С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Роза и крест Пьеса (1912)Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый поход. Войско, призванное помочь сюзеренам, движется с севера.Пьеса начинается со сцены во дворе замка, где

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил провинившегося на землю,

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

29. ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ И ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.Применение знака соответствия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Улица Константина Заслонова С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Книга практической мудрости, или Как перехитрить Закон Подлости автора Душенко Константин Васильевич

Арка Константина Во-первых, историки архитектуры и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, когда она построена. На первый взгляд это странный вопрос: на фризе с северной и южной стороны написано: votis x и sic x, что означает примерно «В честь десятилетней годовщины».

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

СОВЕТЫ И ПРАВИЛА КОНСТАНТИНА МЕЛИХАНА, ДЖЕНТЛЬМЕНА Бородой нельзя закрыть лысину, но можно отвлечь от нее внимание.* * *Джентльмен должен знать, что нравится его даме, чтобы не оказаться с ней там, где это можно купить.* * *Джентльмен никогда не бросит даму, а сделает так,