Договор довсе pdf. Договор об обычных вооружённых силах в европе (довсе) и контроль над обычными вооружениями в европе. Наследство холодной войны

договор, подписанный 19 декабря 1990 г. в Париже полномочными представителями 16 государств-участников НАТО и 6 государств (после объединения Германии) государств-участников ОВД.

Договором ограничиваются следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня – РС30), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты (вертолеты, имеющие управляемое оружие).

Кроме этого, некоторыми ограничительными мерами охвачены: танковые мостоукладчики, БМП и БТР (и им подобная техника), учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения, невооруженные транспортные вертолеты, вертолеты Ми-24К и Ми-24Р.

Договором предусмотрены коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД:

1. Региональные ограничения:

Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

Расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВД – военных округов СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливаются ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

Расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО – Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов СССР);

Фланговые районы (НАТО – Норвегия, Исландия, Турция, Греция; ОВД – Болгария, Румыния, Ленинградский, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа СССР).

2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

3. Национальные уровни ограничений вооружений СССР (по соглашению между государствами-членами ОВД).

4. Количество вооружений для СССР на флангах (Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский военные округа). Складское хранение сверх согласованных уровней (4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках – Статья V, п.1) разрешено для Одесского и южной части Ленинградского военных округов.

5. Морская авиация наземного базирования.

6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС, в общий уровень ограничений по Договору не включаются, но по ним государства-участницы Договора обмениваются информацией.

Договором определены периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Период сокращений до согласованных уровней должен составлять не более 40 мес. с момента вступления Договора в силу. За этот срок все вооружения и техника, подлежащие сокращению, должны быть частично уничтожены, частично переоборудованы в гражданскую (до 750 танков, 3000 ББМ) технику. Переоборудование техники допускается осуществить в течение 5 лет, причем, в первые 3 года она должна быть приведена в небоеспособное состояние.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

Договор предусматривает устранение материальной основы конфронтации, ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны, как отдельного государства, так и групп государств.

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств.

На стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (далее именуется как Договор). К настоящему времени из 30 государств – участников Договора это Соглашение ратифицировали Белоруссия и Украина. Для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств-участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков российских вооружений и техники, ограничиваемых Договором (ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В ходе этих переговоров в целом были решены главные для России задачи: сдержано усиление военного потенциала НАТО на важнейших для РФ стратегических направлениях (прежде всего в Центральной и Восточной Европе) и, одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников. Стамбульские решения об адаптации Договора способствуют повышению стабильности в области обычных вооружений, безопасности России и ослабляют негативные последствия расширения НАТО. Их реализация, наряду с ориентированным на уже обозримую перспективу решением открыть Договор для участия в нем других государств-членов ОБСЕ, является важным фактором, дополняющим усилия в направлении формирования единого пространства безопасности на Европейском континенте, обеспечения условий равной безопасности для всех участников Договора, независимо от их членства в союзах.

В результате выполнения адаптированного Договора будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил крупных в военном отношении европейских государств, США и Канады и снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 государств-членов НАТО по сравнению с действующими составит: по танкам – около 4800 ед., по ББМ – 4000 ед., по артиллерии – более 4000 ед., что соответствует вооружению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента ОДВТ будет осуществляться в рамках национальных уровней государств-участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе сил альянса на территориях его новых членов). Новая система ограничивает перераспределение ОДВТ между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций и фактически нейтрализует возможность опасных концентраций тяжелых вооружений и техники в приграничных с Россией районах.

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни ОДВТ соответствуют параметрам ныне действующего Договора: по танкам – 6350 ед., по ББМ – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.

С учетом пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове принципиальное значение имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускаются ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе является положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений возможно только между фланговыми государствами.

Режим адаптированного Договора создает основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивает возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств-членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств, а также Германии не будут пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижаются на 200 ед.) и Италия (территориальный предельный уровень понижается на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государства-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивает возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государства-участника Договора. Оно имеет право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежит контролю и подпадает под дополнительные меры транспарентности.

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств-участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государства-участники должны объяснить его причины. Задействуется механизм ОБСЕ – об итогах конференции информируется Постоянный совет ОБСЕ, который может принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО – Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не приведет к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

Принципиально новое качество обновленного Договора – охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежат уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных ОДВТ. Договор ограничивает также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государства-участника.

Качественно модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора. В него включены положения, позволяющие более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволяет составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

При заключении Соглашения стороны условились о его последующей ратификации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОВСЕ, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года, вступивший в силу 9 ноября 1992 года, являлся достаточно действенным и эффективным для начала 1990-х годов инструментом укрепления европейской безопасности.

ДОВСЕ подвел черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения ОВД и НАТО. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен «холодной» войны. Обеспечив высокую степень транспарентности в отношении обычных вооруженных сил государств-участников, Договор позволил осуществлять военное планирование и строительство, исходя не из «наихудшего сценария», а из реальных тенденций развития обстановки. Применительно к ВС СССР имелось в виду сделать их более мобильными, компактными и эффективными, избавившись от устаревших вооружений и техники.

Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских/российских войск из ЦВЕ, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать эффективность. ДОВСЕ и сегодня отражает реалии завершающего этапа межблокового противостояния.

Цели Договора:

  • Ш установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях;
  • Ш ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;
  • Ш ликвидация, в порядке первоочередного приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.

В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора - боевые танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.

Согласно договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • Ш 40 000 боевых танков;
  • Ш 60 000 боевых бронированных машин;
  • Ш 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • Ш 13 600 боевых самолётов;
  • Ш 4000 ударных вертолетов.

Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Сегодня страны НАТО в результате расширения альянса превышают эти уровни.

Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жесткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.

Предусмотрены в Договоре и некоторые стабилизирующие меры.

Для целей контроля над соблюдением его положений разработана система уведомлений и обмена детальной информацией об обычных вооруженных силах. Основным инструментом контроля выполнения Договора являются инспекции на местах.

Для содействия осуществлению целей и положений ДОВСЕ учреждена Совместная консультативная группа (СКГ). Предусмотрено проведение обзорных и чрезвычайных конференций государств-участников.

Договор является бессрочным. Любое государство-участник имеет право выйти из него в порядке осуществления своего национального суверенитета при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении. Предусмотрена возможность дополнения ДОВСЕ последующим договором.

Неотъемлемой частью Договора являются протоколы и приложения (всего восемь), призванные обеспечить техническую сторону его эффективного соблюдения.

В период подготовки ДОВСЕ и впоследствии его участниками было принято несколько десятков связанных с Договором документов, имеющих целью обеспечение нормального функционирования ДОВСЕ и поддержание его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе.

Четыре из них являются международными договорами.

1. Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакией в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе («Будапештское Соглашение», подписано в Будапеште 3 ноября 1990 года, вступило в силу одновременно с ДОВСЕ).

Это Соглашение регулирует, прежде всего, первоначальное распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней, ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДВТ), между государствами-участниками, входившими в Варшавский Договор, и устанавливает механизм их последующего изменения.

2. Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе («Ташкентское Соглашение», подписано в Ташкенте 15 мая 1992 года, ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, не вступило в силу).

Данное Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и другими государствами-участниками ДОВСЕ, являющимися правопреемниками Советского Союза (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина). Несмотря на то, что Азербайджан и Грузия до сих пор не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживались его положений. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение было ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

3. Документ, согласованный государствами-участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года «Фланговый Документ», согласован в Вене 31 мая 1996 года, вступил в силу 15 мая 1997 года.

Указанный Документ отражает промежуточное компромиссное решение поставленной Российской Федерацией проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после прекращения существования СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

4. Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе («Соглашение об адаптации», подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 года, ратифицировано Российской Федерацией в 2004 году, не вступило в силу).

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня).

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007 года, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия) и было увязано с обязательством России вывести свои войска из Грузии и Молдавии. В итоге соглашение, было ратифицировано лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией взятых на себя обязательств о выводе войск с их территории. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации соглашения. Россия, со своей стороны, заявляет, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием к ратификации. Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

С начала 1990-х годов прошлого столетия первоначальный ДОВСЕ под воздействием масштабных военно-политических изменений во многом устарел и утратил связь с реальной действительностью. Ряд положений Договора не отвечает интересам безопасности Российской Федерации.

В то же время практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ страны НАТО под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. США и некоторые их ближайшие союзники стремились использовать контроль над вооружениями исключительно как средство продвижения своих геополитических интересов на постсоветском пространстве, сохраняя при этом себе свободу рук на случай массированной передислокации сил для проведения операций, подобных иракской.

Начало ратификации Соглашения они стали увязывать с выполнением Россией различных надуманных условий. С 2002 года таким условием являлось выполнение не относящихся к Договору элементов ее двусторонних договоренностей с Грузией и Молдавией о выводе российских войск с их территорий. Эти договоренности были достигнуты в Стамбуле накануне подписания Соглашения об адаптации в ноябре 1999 года (на Западе известны как «стамбульские обязательства»). Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договоренности, считала эту увязку неправомерной.

Исключительные обстоятельства, сложившиеся вокруг ДОВСЕ, побудили Российскую Федерацию рассмотреть вопрос о приостановлении действия Договора до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение о его адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ. Заявление об этом было сделано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 26 апреля 2007 года.

Необходимость приостановления действия ДОВСЕ была обусловлена следующими относящимися к Договору исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации.

  • 1. Уклонение Республики Болгария, Венгерской Республики, Республики Польша, Румынии, Словацкой Республики и Чешской Республики от оформления изменений в составе групп государств-участников в связи с их присоединением к НАТО.
  • 2. Превышение государствами-участниками, подписавшими или присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса.
  • 3. Негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений Соединенных Штатов Америки на территориях Республики Болгария и Румынии на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ.
  • 4. Невыполнение рядом государств-участников принятого в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации.
  • 5. Невыполнение Чешской Республикой, Венгерской Республикой, Республикой Польша и Словацкой Республикой принятых в Стамбуле обязательств о корректировке территориальных предельных уровней (ТПУ).
  • 6. Отрицательное воздействие неучастия Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики в Договоре на выполнение Заключительного акта конференции государств-участников ДОВСЕ (Стамбул, 17-19 ноября 1999 г.).

На Чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ, прошедшей в Вене 12-15 июня 2007 года, Российская Федерация обозначила условия, необходимые для восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ. Российский подход к восстановлению жизнеспособности режима ДОВСЕ заключался в следующем:

  • Ш возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле;
  • Ш понижение суммы разрешенных уровней и наличий ОДВТ стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате двух «волн» расширения;
  • Ш принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России;
  • Ш разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования;
  • Ш вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации;
  • Ш разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация Договора.

Итоги Чрезвычайной конференции, консультаций по линии Совета Россия-НАТО подтвердили, что страны альянса сохраняли увязку начала ратификации ими Соглашения об адаптации ДОВСЕ с выполнением Россией «стамбульских обязательств». Они также проигнорировали внесенные в преддверии Чрезвычайной конференции конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса, ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

Сложившаяся ситуация сделала необходимым принятие мер по приостановлению действия Договора.

13 июля 2007 года был подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». В дальнейшем был принят Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе», вступивший в силу 3 декабря 2007 года.

Следует также отметить, что приостановление действия Договора, в отличие от выхода из него, сохраняет возможность достаточно быстрого возобновления выполнения его положений в случае решения обозначенных нами проблем. Говоря на данном этапе лишь о приостановлении действия ДОВСЕ, Россия дает всем государствам-участникам шанс вернуть Договору жизнеспособность.

В связи с приостановлением действия Договора прекращены предоставление информации, прием и проведение инспекций. Россия в период приостановления не связана ограничениями, в том числе фланговыми, на количества обычных вооружений. В то же время планов их массированного наращивания или концентрации на границах с соседями в нынешней обстановке не имеется. В дальнейшем реальные количества и размещение вооружений и техники будут зависеть от конкретной военно-политической ситуации, в том числе от готовности наших партнеров проявлять сдержанность.

На бухарестском саммите Североатлантического альянса 28 августа 2008 г. было заявлено, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Российская сторона исходит из того, что если соответствующие решения все же будут приняты, то это приведет к кардинальному смещению баланса сил и интересов на европейском континенте, что поставит под вопрос целесообразность существования режима ДОВСЕ.

В июле 2008 года американская сторона выразила готовность интенсифицировать диалог и вести его также и в более широких форматах. Однако после событий августа 2008 года в Закавказье страны НАТО взяли паузу в консультациях.

17 декабря 2008 года российско-американские консультации по ДОВСЕ были возобновлены (очередные встречи состоялись в апреле, июне и сентябре 2009 года). Они показали, что с объявлением новой администрацией США курса на «перезагрузку» отношений с Россией эта тема постепенно стала выходить из тени.

Наши принципиальные позиции в диалоге с партнерами остаются неизменными. Долговременная жизнеспособность режима может быть обеспечена только путем скорейшей, без искусственных увязок, ратификации адаптированного ДОВСЕ и одновременного принятия дополнительных мер на основе российских предложений по его приведению в соответствие с новыми условиями безопасности в Европе.

Россия выступает за расширение формата консультаций по ДОВСЕ и начало диалога на экспертном уровне. Такого же мнения придерживаются и некоторые европейские страны. Так, по инициативе ФРГ 10 июня 2009 года в Берлине состоялась многосторонняя встреча экспертов высокого уровня по ДОВСЕ.

Выступая 1 декабря 2009 года на заседании СМИД ОБСЕ в Афинах, С.В. Лавров отметил: «Мы сожалеем, что последние два года оказались фактически потерянными для поиска выхода из кризиса. До сих пор нет ответа на наши предложения от 5 мая этого года о дальнейших шагах на основе российско-американского проекта «пакетного решения». Еще раз призываем партнеров перейти к интенсивной работе по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ с использованием всех каналов, включая Совместную консультативную группу в Вене».

План
Введение
1 Ограничения
2 Развитие ДОВСЕ
2.1 Будапештское соглашение
2.2 Ташкентское соглашение
2.3 Фланговый документ
2.4 Соглашение об адаптации ДОВСЕ

3 Мораторий
Список литературы

Введение

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств - участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

1. Ограничения

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

· 40 000 боевых танков;

· 60 000 боевых бронированных машин;

· 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;

· 13 600 боевых самолётов;

· 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

2. Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

2.1. Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

2.2. Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами - участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

2.3. Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

2.4. Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

3. Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке. Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям. Ряд аналитиков указывал на факт, что на момент приостановления действия договора в распоряжении РФ находилось 21 820 боевых танков при предусмотренной квоте в 6350 единиц,а, для сравнения, Федеративная Республика Германия имела 2560 единиц при допустимом максимуме в 3444. Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, был использован как предлог для заявлений о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию. Однако при этом умалчивалось, что Россия содержит «внеквотовые» танки за пределами европейской части России, то есть полностью выполняет условия договора.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;

2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;

3. отмена фланговых ограничений для территории России;

4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

Россия официально уведомила ООН о готовности обсуждать с партнерами пути выработки нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе, который бы учитывал современные реалии и отвечал интересам всех стран. Дискуссии о судьбе Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в последнее время обострились. Как известно, Россия приостановила выполнение этого договора в 2007 г., а в марте 2015 г. вышла из него окончательно, прекратив свое участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как «краеугольный камень европейской безопасности», в Москве считают, что договор «безнадёжно устарел» и давно не отражает изменившегося положения вещей. А глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров ещё в прошлом году выразился по этому поводу очень определённо: «Нас призывают вернуться к выполнению так называемого ДОВСЕ. Он давно почил в бозе и реанимации не подлежит».

Последние четыре месяца, отмеченные возросшей военной активностью НАТО в Прибалтике, Молдове и на Украине, лишь подтвердили аргументацию российской стороны.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан 19 ноября 1990 г., то есть в преддверии объединения Германии, распада СССР и Варшавского договора, а вступил в силу и вовсе через два года, когда грандиозные геополитические изменения в Старом Свете подорвали главное назначение договора - за счёт сокращения количества танков, бронемашин, артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолётов предотвратить возможность внезапного нападения друг на друга противостоящих военных блоков.

Для каждого из участников договора были установлены квоты ограничиваемых договором вооружений и техники. Всё, что было сверх максимальных уровней, подлежало сокращению. Отдельным пунктом предусматривалось численное ограничение вооружений на флангах линии противостояния НАТО и ОВД.

Что касается количественной стороны вопроса, то ДОВСЕ свою положительную роль сыграл: была преодолена избыточная концентрация вооружений, под сокращения попали более 59 тыс. единиц. Однако пропорции, отражавшие на момент подписания интересы договаривавшихся сторон, впоследствии были деформированы, что дало существенные преимущества НАТО и тем странам, которые ещё вчера входили в Варшавский договор и Союз ССР, а теперь стали втягиваться в сферу ответственности Североатлантического блока.

Крайне усугубили ситуацию две волны расширения НАТО в 1999-м и 2004 году. В альянс со своими квотами вошли Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее бывшие членами ОВД, что сразу создало серьёзные диспропорции в пользу НАТО. Вступление в этот военный блок Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, в силу того что они не являются участниками ДОВСЕ (к моменту подписания договоров эти страны как субъекты международного права не существовали), породило новый феномен - образование серой зоны, где можно вести неконтролируемое никакими договорами наращивание вооружений НАТО.

По настоянию России 19 ноября 1999 г. в Стамбуле было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ. Поскольку Варшавский договор к тому времени ушёл в небытие, ограничения по блоковому принципу утратили смысл, их заменили национальными и территориальными. Национальные потолки ограничили количество вооружений и техники, принадлежащих данному государству и размещенных на территории других государств в районе действия ДОВСЕ, а территориальные - количество иностранных вооружений на территории данного государства.

Некоторые страны приняли на себя односторонние обязательства. В частности, пониженные территориальные уровни вооружений были установлены Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией; было принято решение не пересматривать в сторону увеличения территориальные уровни этих стран, а также Германии, Украины и Белоруссии. Страны НАТО обязались не размещать на постоянной основе существенные боевые силы на территории новых членов, включая авиацию. Со своей стороны Россия взяла обязательства не нарушать принципа разумной достаточности при размещении сил на территории Калининградской области.

Адаптированный ДОВСЕ был ратифицирован только Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией. Этими же странами он и выполнялся. Западные страны, включая присоединившиеся к Североатлантическому блоку страны «молодой Европы» от ратификации уклонились, увязав её с требованием вывода Россией своих военных баз из Приднестровья и Абхазии. Отказ стран НАТО от ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ и вовсе добил договор.

Москва вполне отдавала себе отчёт в необходимости режима контроля над обычными вооружениями в Европе, поэтому, прежде чем объявить мораторий на исполнение договора, настояла на чрезвычайной конференции стран-участниц ДОВСЕ, состоявшейся в июне 2007 г. в Вене. К сожалению, внесенные российской делегацией предложения по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ её партнёрами по переговорам были отвергнуты. Сделав из этого выводы, Россия вышла из ДОВСЕ. А с 11 марта 2015 г., как было объявлено руководителем делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антоном Мазуром, российская сторона приостановила и участие в заседаниях СКГ по ДОВСЕ. Такой шаг назревал давно. Как сообщил А. Мазур, Запад регулярно использует эту площадку для обращений к российской стороне «с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ».

В адрес России выдвигаются и прямые претензии, о которых сообщил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов. Причём делается это в странной манере. Представители США не уточнили, в чем суть их претензий. «Мы сами должны сказать, что мы нарушили, и признаться в нарушениях» - так описал атмосферу встречи с американской делегацией в Москве российский дипломат. Серьёзным такой разговор не назовёшь.

Активность вокруг ДОВСЕ стала проявлять Украина, не оставляющая попыток получить от Америки и других стран НАТО летальное оружие. «В частности, Украина обвиняет Россию в «злоумышленных действиях», в результате которых якобы «зашёл в тупик контроль над обычными вооружениями в Европе», Собственное нежелание выполнять положения этого договора Киев объясняет «причинами национальной безопасности», а вину за пояление таких причин возлагает на Россию.

Однако если Киев только ищет повод для нарушения оговоренных в ДОВСЕ пропорций вооружений, то за Вашингтоном, как отметил директор департамента МИД РФ, числятся прямые нарушения. Достаточно указать на работу по размещению военных объектов США на территории Польши, Болгарии и Румынии, а также меры по наращиванию американских бронетанковых сил в странах Восточной Европы и Балтии. Удовлетворительных ответов на поставленные в связи с этим вопросы Россия не получила, констатировал М. Ульянов.

Если у международного сообщества есть потребность рассматривать режим контроля над обычными вооружениями в качестве «краеугольного камня европейской безопасности», то этот осевший в землю и замшелый «камень» надо очистить от всех наслоений. Россия уведомила партнёров о своей готовности обсуждать пути выработки нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе, но при условии, что новый договор учтёт положение дел на сегодняшний день и будет отвечать интересам всех стран.

МОСКВА – Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил разочарование в связи с решением Москвы приостановить участие в работе Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом он заявил в среду 11 марта после соответствующего демарша российского МИДа.

«Мы разочарованы решением России приостановить участие в работе группы. Консультации по вопросам сокращения вооружений важны», – цитирует агентство РИА «Новости» Столтенберга.

Напомним, ДОВСЕ был подписан в 1990 году в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992 года. Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне на пространстве от Атлантического океана и до Уральских гор.

Этот договор ограничивал возможности размещения обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между тогдашними военно-политическими союзами, препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий на европейском континенте.

Директор департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов считает, что приостановка участия России в заседаниях консультативной группы по ДОВСЕ никак не скажется на «военно-политическом ландшафте» в Европе.

В ходе брифинга, состоявшегося накануне в Госдепартаменте, пресс-секретарь Джен Псаки не стала комментировать эту тему.

Заметим, что министр иностранных дел Сергей Лавров уже давно называл договор «мертвым» и подчеркивал, что Россия не собирается возвращаться к его соблюдению.

По мнению независимого военного обозревателя Павла Фельгенгауэра , ДОВСЕ уже как десять лет не действует, и Россия своим последним демаршем лишь подтвердила это.

«Парижский договор 1990 года, подписанный Михаилом Горбачевым от Советского Союза, ознаменовал конец холодной войны и военную разрядку в Европе, – напомнил он в комментарии «Голосу Америки». – Если ядерные соглашения с США были заключены раньше, то военная разрядка в Европе началась именно отсюда. Сейчас разрядка закончилась, вернулась холодная война. Поэтому какой договор?».

На его взгляд, по сути, сейчас ничего не изменилось.

«Россия фактически вышла из договора по суверенному праву, выждав необходимые для этого десять месяцев, – полагает Фельгенгауэр. – При этом стыдливо заявив, что Москва приостанавливает его применение. Хотя в действительности, с точки зрения международного права, это – денонсация».

Главная проблема ДОВСЕ для России заключалась в инспекциях, которые в соответствии с имевшимися полномочиями осуществляли западные страны, полагает эксперт.

«Согласно договору действительно нужно было предъявлять всю военную технику, включая БТР, артиллерию, авиацию, танки и вертолеты, пересчитывать их, – утверждает он. – Это мешало подготовке к войне с Грузией. Сейчас, конечно, будет мешать войне с Украиной. И это главный смысл, почему Россия от этого договора отказалась».

Как ему представляется, президент Владимир Путин это давно понял, и когда он еще в 2007 году «приговорил» ДОВСЕ, тогда Россией и был взят курс на конфронтацию с Западом. Как известно, в июле 2007 года Владимир Путин подписал указ о приостановлении Российской Федерацией действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров.

Павел Фельгенгауэр также предположил, что Россия в перспективе откажется и от Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (РМСД) от 1987 года

По-иному оценил ДОВСЕ и его значение независимый российский эксперт-международник Вадим Макаренко .

«Совершенно очевидно, что западные державы давно перестали придерживаться документа, – сказал он в интервью «Голосу Америки». – В его подписании участвовало еще шесть стран, которые входили в Варшавский договор. Сейчас нет ни военного союза соцгосударств, ни Советского Союза».

По его убеждению, договор в условиях того, что стороны не смогли договориться о взаимной сдержанности, изжил себя.

«Здесь, на мой взгляд, все ясно, – продолжил Макаренко. – А это (решение Москвы) был просто демарш, выражение протеста. Договор как бы уже и так не работает, поэтому решили поставить точку». По его словам, к ДОВСЕ на сегодняшний момент не присоединились, например, Латвия, Литва и Эстония.