Подкинутая икона иисуса христа. Какая икона спасителя должна быть в доме. Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

Икона Спасителя представляет ветхому (смертному) человеку образ Божий в привычной для него системе материального восприятия окружающего мира. Она напоминает о том, что Иисус Христос, обладая Божественной природой, был когда-то реальным земным человеком. Вместе с этим, верующий, предстоя перед святым Образом Создателя и раскрываясь в молитве, получает возможность познать Божественную искру в себе. Поэтому богословие иконы Спасителя - инструмент, помогающий человеку найти дорогу к своему Создателю и принять Его.

Икона Иисуса Христа всегда узнаваема, она отличается от изображений святых тем, что в ореол над головой Спасителя вписан крест. Этот нимб, венчающий Лик Господа и символизирующий Нетварный Свет, указывает на небесное происхождение Слова - земного воплощения второй ипостаси Бога. А обязательный крест - символ победы над грехом и смертью, терпения, проявленного Спасителем во время мук.
В иконографии Иисуса Христа многоликое разнообразие Его изображений представлено шестью основными видами, разделяющимися на 20 подтипов. «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» и «Господь на престоле» - самые распространенные, знакомые каждому христианину канонические типы образа Спасителя.

Спас Нерукотворный - образ этот распространен и издавна любим на Руси. Характерные признаки Образа «Спас Нерукотворный» - крупный Лик Иисуса Христа, женщина, подающая плат, фон: завязанная узлами ткань с каймой, нейтральный, черепица.
О происхождении иконы в предании говорится, что Сам Иисус Христос сделал отпечаток, приложив холст (убрус) к лицу. Спаситель, отказался от приглашения лично прибыть в Эдессу, чтобы вылечить царя Авгаря от проказы, однако передал ему такое нерукотворное изображение. Авгарь, исцелившись чудесным образом, хранил полотенце с благоговением и, чтобы спасти его во время нападения врагов, замуровал над воротами города. Однако изображение непостижимым образом прошло сквозь камни, отпечатавшись на их поверхности, чем повергло неприятеля в ужас. Так возникло два вида икон: фоном для лика служит ткань - «Спас на убрусе» или камень (черепица) - «Спас на чрепии».
История помнит об еще одном прижизненном изображении Иисуса Христа, оно отпечаталось на платке, поданном Вероникой, когда Спаситель шел на казнь. Изображение этой милосердной женщины, сострадавшей Христу, можно тоже часто видеть на иконе.

Иоанн Дамаскин в «Точном изложении веры» приводит слова видевшего подлинный Нерукотворный Образ, перенесенный в XIV веке из Константинополя в Геную. Он свидетельствует, что Образ чудесен и величественен, а всякий, взирающий на него, чувствует Божественную Силу и Славу и благоговеет. А в послании проконсула Палестины Лептула Сенату говорится, что вид Лица Христа чудесно благороден и навевает одновременно любовь и страх...

Спас Вседержитель с благословляющей десницей (правой рукой) - это основное изображение Иисуса Христа, бывает поясным или ростовым и очень редко огрудным. Ключевой смысл такой иконы: Спаситель - это всемогущий промыслитель и вершитель судеб; и греческое название ее Панкратор переводится как Всесильный.
В храме Господь Вседержитель часто размещен в виде фрески, мозаики под центральным куполом, что значительно усиливает восприятие идеи изображения. При составлении домашнего иконостаса чаще всего приобретают именно этот образ Спасителя в виде отдельной иконы или композиционной, называемой «Двунадесятые праздники». Последняя состоит из средника, изображающего Панкратора, и клейм с прописанными двенадцатью важнейшими событиями земного пути Иисуса Христа и Богородицы.

Одухотворенный Лик Вседержителя (Панкратора) выписывается в соответствии с каноническими догматами, утвержденными в IX веке. Пальцы благословляющей руки Его сложены в знак власти и учительства и означают двойственность природы Иисуса Христа. Обязательными признаками иконографии Спаса Вседержителя являются книга или свиток, сокращенная надпись Его имени - IC XC, элементы одежды - хитон и гиматий.
Книга - знак власти и спасительного учения, принесенного Иисусом Христом в мир, на ее открытых страницах приводятся строки из Евангелия. Кстати, в числе первых, доиконных, изображений Спасителя, когда ранние христиане опасались обвинений в идолопоклонстве, Его изображали рыбкой, агнцем и книгой.
Хитон - просторная длинная туника, рисуется красной, что символизирует Его земную природу; по преданию, эту рубаху сделала Сама Богородица. На правом плече хитона виден нашитый символ патрицианского достоинства - клав. Хитон Иисуса Христа был цельнотканным от самого верха, это очень ценилось, поэтому палачи и делили у Креста Его ризы.
Синяя накидка наподобие плаща (гиматий), изображаемая на иконе, цветом подчеркивает небесную суть Спасителя.

Спас на престоле относится к еще одной отдельной разновидности иконы Вседержителя. Эта многосоставная, пронизанная тонкой символикой композиция подобно богословскому трактату рассказывает о евангельских пророчествах Страшного Суда. Спаситель с благословляющей рукой изображен в полный рост сидящим на троне, олицетворяя высшую власть над всем видимым и невидимым миром. В данном случае Христос представлен в роли Верховного Судии, грозного Владыки мира, Логоса - Бога творящего, пришедшего в конце времен.
Основной признак этого образа - многослойный фон, состоящий из красного квадрата, синего овала и красного ромба на заднем плане. Квадрат символизирует дольний (земной) мир, а лев, ангел, орел и телец по его углам - четырех евангелистов. Синий овал с прорисованными ангелами, расположенный за квадратом - образ мира горнего, красный ромб за ним - знак мира невидимого. Такое чередование цветов используется не случайно: оно указывает на двойственность природы Спасителя, тесную взаимосвязанность духовного и телесного.

Образ Господа и Спасителя Иисуса Христа — важнейшая икона в каждом доме. Это изображение Самого Бога, воплотившегося и принявшего Крестную смерть ради людей.
Есть ряд иконографий Иисуса Христа, известно множество чудотворений от Его древних и новых икон. Каково значение главных иконографических типов Христа Спасителя, как молиться Господу молитвой Иисусовой и Господней и чем они отличаются, Вы узнаете из этой статьи.

ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИКОН

Перед иконописным ликом Господа Иисуса просят о помощи во всем, обо всех бедах, болезнях и трудностях. Изображение Господа легко узнать по крeстчaтому нимбу, символизирующему славу Креста, которым Господь победил смерть, и свет, явленный его ученикам на горе Фaвoр.
Можно разделить образы Господа Иисуса Христа на несколько типов:

    • Образ Христа Вседержителя.
      Этот образ — важнейший в иконографии Христа. Он встречается в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции. Но наиболее торжественное изображение Спаса Вседержителя — Спас на престоле, где Христос изображен во весь рост. Это один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.
      Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир.
    • Образ Спаса Нерукотворного.
      Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение. Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве.
      В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом.
      Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи. По преданию Господь, видя, что художник, посланный больным царем из Эдессы зарисовать Его, не может этого сделать, Сам умылся и отерся полотенцем до подбородка — на полотенце («убрусе», «плате» по-церковнославянски) отпечаталось Его изображение. Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи.
    • Икона «Моление о Чаше».
      Образ «Моление о Чаше», также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.
      В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что другие действующие лица незаметны. Христос стоит на коленях в центре образа, а на иконе Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
      Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду.
    • Икона Христа в терновом венце.
      Это образ, изображающий Христа в Страстную Пятницу, во время страданий и истязаний, которым по навету фарисеев подверг Его Понтий Пилат. В дни Страстной Седмицы этот образ в бедных храмах иногда всю неделю лежит на середине храма, символизируя все страдания Господа.
    • Икона «Тайная Вечеря».
      Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
    • Икона «Благословение детей»
      Этому образу часто молятся матери и беременные женщины о рождении и правильном воспитании детей. На нем Христос сидит или стоит в окружении детей или матерей с детьми на руках, правой рукой касаясь головки одного из них в благословляющем жесте.
    • Икона Христа-Младенца или Отрока (ребенка).

      Этот образ еще называют «Спас Эммануил». Господь изображен на нем без бороды, но в тех же красно-синих одеждах, 12-летним ребенком. Часто Ему молятся перед этим образом об образовании детей или ставят в детской, чтобы дети сами молились ему об успешной учебе и помощи во всем.

ДНИ ПОЧИТАНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» любой небольшой образ Христа зачастую выносят на середину храма:

14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)

19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»
и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.

Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил:
— Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать.
— Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались.
— Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства.
— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение.
— Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая и важнейшая ежедневная молитва.

Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:

    • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
    • Молитесь в опасности,
    • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
    • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
    • Молясь об исцелении в болезни,
    • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
    • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
    • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.

Да хранит Вас Господь и Спаситель наш Иисус Христос!

Разновидность иконы, также называемой Спас Вседержитель или же Пантократор - (Всесильный в переводе с греческого).

Иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и иконы Богоматери есть в каждой церкви и в каждой верующей семье, ведь именно благодаря им живёт в сердцах и душах наших христианская вера. Как повествует один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин, богослов и защитник иконопочитания, самую первую икону Иисуса Христа , а точнее даже его портрет долго не могли написать живописцы по заданию одного из эдесских царей Авгара - такое сильное сияние исходило от лика Его. По преданию, Иисус Христос, чтобы помочь художнику, приложил холст к своему божественному лику, и на материи чудесным образом отпечатался Его образ. Позднее этот холст признали первой прижизненной иконой Христа и дали ему название Спаса Нерукотворного.

Особенности изображения икон Господа Иисуса Христа

Одной из главных особенностей в иконографии Иисуса Христа является Его необычный крестчатый нимб - нимб, в который вписано очертание креста. Изначально образы Иисуса Христа подписывали греческими буквами "Альфа" и "Омега", памятуя об Откровении Иоанна Богослова, где Господь Бог говорит о себе: "Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний". Позже на иконах Иисуса Христа появились две надписи: земное имя, подписанное как IC XC , и небесное имя "Сущий ", написанное на греческом, где каждая буква вписана в одну перекладину крестчатого нимба - ? ??

Одеяние Иисуса Христа на иконах практически всегда одинаковое: простая красная рубаха - хитон, которую сверху накрывает завязанный особым способом прямоугольный отрез ткани - синего цвета гиматий. Иногда на хитоне изображён клав - нарядная полоса ткани, идущая от плеча до нижнего края одежды, бывшая отличительным признаком людей благородного происхождения.

Основные образы Спаса Иисуса Христа

В православной традиции вариантов изображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на иконах очень много, но самыми часто встречаемыми и заметными являются следующие:

  • Спас Вседержитель - икона такого типа изображают Иисуса Христа как Небесного Царя и Судью, неслучайно второе название этой иконы, Пантократор , переводится как "Всемогущий", "Всесильный". На иконах Спаса Вседержителя образ Иисуса может быть написан как в полный рост, так и поясно и оплечно. Отдельный иконографический образ Спаса Вседержителя - Господь Вседержитель на троне , или же, называемый иначе Спас на престоле . Престол на этой иконе выступает обязательным атрибутом царской власти, на котором во время Страшного Суда Иисус Христос будет судить людей.
  • Спас в Силах - разновидность иконы Господь Вседержитель на троне. Господа Иисуса, восседающего на престоле, окружают бесплотные Силы небесные - Небесное Воинство, составленное из всех девяти ангельских чинов
  • - он же Мандилион Чудотворный. На этих иконах пишется только лик Иисуса Христа, так как прообразом Спаса Нерукотворного стала самая первая икона Иисуса Христа, хранившаяся в Эдессе. Икона эта являлась куском материи, закрепленной на деревянной основе. По преданию, Спаситель просто приложил холст живописца к лицу Своему, и на ткани проявился лик Его. Различают две самые распространённые разновидности Спаса Нерукотворного - Спас на убрусе и Спас на чрепии , он же Керамида. Особенностью иконографии Спаса на убрусе является фон, на котором виден нерукотворный Лик Спасителя - убрус, что на старославянском языке значит платок, полотенце. В Керамиде фоном является черепичная или кирпичная кладка. Согласно легенде о Спасе на чрепии, на кирпичной кладке ниши, скрывавшей в себе икону Спаса Нерукотворного, проступил лик Его.
  • Спас Эммануил - иконы Господа Иисуса Христа в отроческом возрасте. "Эммануил" в переводе с иврита означает "С нами Бог!". Считается, что появление образа Спаса Эммануила связано с осуждением взглядов Архиепископа Константинопольского Нестория, отрицавшего Божественную сущность Иисуса Христа до крещения его Иоанном Крестителем . Особенностью этого типа икон является не по-детски серьёзный и мудрый взгляд Иисуса.
  • Царь Славы - поясное изображение умершего Иисуса Христа, находящегося в гробе. Отсюда второе название этого иконографического типа - Христос во гробе . Глаза Спасителя закрыты, голова склонена набок, ладони в ранах от гвоздей, которыми Он был прибит к кресту.
  • Не рыдай Мене Мати - изображение умершего Спасителя в гробе, которого оплакивает стоящая рядом Богородица. Как и в Царе Славы, руки Иисуса бессильно скрещены, голова наклонена, глаза прикрыты. За спиной у Иисуса виден Животворящий Крест, рядом с которым иногда изображают орудия Страстей Христовых.
  • Деисус - композиция из Богоматери, Иоанна Предтечи и Иисуса Христа в образе Господа Вседержителя, находящегося в центре иконы. На иконе деисусного чина Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Господу Богу за род человеческий, держа руки в жесте молитвенного заступничества. В домашних иконостасах иногда встречается Деисус, в котором Иоанна Предтечу заменил Святой Николай Чудотворец, столь почитаемый христианами всего мира.

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.


Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».


Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Православные иконы: икона Спаса Вседержителя

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) – образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос – Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.


Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в Ветхом Завете, древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений – это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в римских катакомбах (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос – главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона – это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Икона Спаса Нерукотворного. Автор иконы, ее описание, значение. Молитва иконе "Спас Нерукотворный"

В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

История иконы "Спас Нерукотворный"

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.

Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона "Спас Нерукотворный".

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Второе обретение образа

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города. Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона "Спас Нерукотворный". Описание этого события донесло до нас Священное предание. Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой.

Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе "Спас Нерукотворный" творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

Перенесение образа в Константинополь

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.


Там в течении более трёхсот лет и находилась икона "Спас Нерукотворный". Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

О дальнейшей судьбе образа информация противоречива. По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Различные типы образа

Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе – платок), и без убруса – «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.


Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.

Ранние списки образа на Руси

Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии. Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Автор иконы придал в нём лику Христа необыкновенную глубину и одухотворённость.

Особенности письма ранних икон


Особенностью древнейших икон подобной тематики является чистый фон, на котором изображён святой лик. Отсутствуют складки платка или фактурные детали глиняной доски (а в некоторых случаях кирпичной кладки), закрывавшей первоначальный образ. Все эти детали появляются не раньше второй половины 13-го века. Начиная с 14-15-го веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка.

Почитание образа в России

На Руси этот образ всегда был одним из самых почитаемых. Именно его изображали на боевых знамёнах русской армии. Особенное поклонение ему как чудотворному образу началось после того, как в 1888 г. под Харьковом произошло крушение царского поезда. Находившийся в нём император Александр III чудесным образом спасся от неминуемой гибели. Принято считать, что это произошло благодаря тому, что при нём была копия Спаса Нерукотворного.

После этого чудесного избавления от смерти высшим церковным руководством был учреждён специальный молебен, прославляющий чудотворную икону. В повседневной жизни святой образ по молитвам, обращённым к нему с верою и смирением, несёт людям исцеление от недугов и дарование просимых благ.

Название Спасской башни Московского кремля и одноимённых ворот напрямую связаны с этой иконой. До 1917 года она находилась над воротами с их внутренней стороны. Это был список с чудотворный иконы, доставленной из Вятки в 1647 году. Позднее её поместили в Новоспасском монастыре.

В христианской традиции особое значение этого образа связано с тем, что он рассматривается как материальное доказательство истинности воплощения Спасителя в образе человека. В эпоху же иконоборчества это было важнейшим аргументом в пользу сторонников иконопочитания.

Какая икона Спасителя должна быть в доме

Цитата сообщения Владиславна Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Какая икона Спасителя должна быть в доме.

Икона Спасителя представляет ветхому (смертному) человеку образ Божий в привычной для него системе материального восприятия окружающего мира. Она напоминает о том, что Иисус Христос, обладая Божественной природой, был когда-то реальным земным человеком. Вместе с этим, верующий, предстоя перед святым Образом Создателя и раскрываясь в молитве, получает возможность познать Божественную искру в себе. Поэтому богословие иконы Спасителя - инструмент, помогающий человеку найти дорогу к своему Создателю и принять Его.
Икона Иисуса Христа всегда узнаваема, она отличается от изображений святых тем, что в ореол над головой Спасителя вписан крест. Этот нимб, венчающий Лик Господа и символизирующий Нетварный Свет, указывает на небесное происхождение Слова - земного воплощения второй ипостаси Бога. А обязательный крест - символ победы над грехом и смертью, терпения, проявленного Спасителем во время мук.
В иконографии Иисуса Христа многоликое разнообразие Его изображений представлено шестью основными видами, разделяющимися на 20 подтипов. «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» и «Господь на престоле» - самые распространенные, знакомые каждому христианину канонические типы образа Спасителя.
Спас Нерукотворный - образ этот распространен и издавна любим на Руси. Характерные признаки Образа «Спас Нерукотворный» - крупный Лик Иисуса Христа, женщина, подающая плат, фон: завязанная узлами ткань с каймой, нейтральный, черепица.
О происхождении иконы в предании говорится, что Сам Иисус Христос сделал отпечаток, приложив холст (убрус) к лицу. Спаситель, отказался от приглашения лично прибыть в Эдессу, чтобы вылечить царя Авгаря от проказы, однако передал ему такое нерукотворное изображение. Авгарь, исцелившись чудесным образом, хранил полотенце с благоговением и, чтобы спасти его во время нападения врагов, замуровал над воротами города. Однако изображение непостижимым образом прошло сквозь камни, отпечатавшись на их поверхности, чем повергло неприятеля в ужас. Так возникло два вида икон: фоном для лика служит ткань - «Спас на убрусе» или камень (черепица) - «Спас на чрепии».
История помнит об еще одном прижизненном изображении Иисуса Христа, оно отпечаталось на платке, поданном Вероникой, когда Спаситель шел на казнь. Изображение этой милосердной женщины, сострадавшей Христу, можно тоже часто видеть на иконе.
Иоанн Дамаскин в «Точном изложении веры» приводит слова видевшего подлинный Нерукотворный Образ, перенесенный в XIV веке из Константинополя в Геную. Он свидетельствует, что Образ чудесен и величественен, а всякий, взирающий на него, чувствует Божественную Силу и Славу и благоговеет. А в послании проконсула Палестины Лептула Сенату говорится, что вид Лица Христа чудесно благороден и навевает одновременно любовь и страх...
Спас Вседержитель с благословляющей десницей (правой рукой) - это основное изображение Иисуса Христа, бывает поясным или ростовым и очень редко огрудным. Ключевой смысл такой иконы: Спаситель - это всемогущий промыслитель и вершитель судеб; и греческое название ее Панкратор переводится как Всесильный.
В храме Господь Вседержитель часто размещен в виде фрески, мозаики под центральным куполом, что значительно усиливает восприятие идеи изображения. При составлении домашнего иконостаса чаще всего приобретают именно этот образ Спасителя в виде отдельной иконы или композиционной, называемой «Двунадесятые праздники». Последняя состоит из средника, изображающего Панкратора, и клейм с прописанными двенадцатью важнейшими событиями земного пути Иисуса Христа и Богородицы.
Одухотворенный Лик Вседержителя (Панкратора) выписывается в соответствии с каноническими догматами, утвержденными в IX веке. Пальцы благословляющей руки Его сложены в знак власти и учительства и означают двойственность природы Иисуса Христа. Обязательными признаками иконографии Спаса Вседержителя являются книга или свиток, сокращенная надпись Его имени - IC XC, элементы одежды - хитон и гиматий.
Книга - знак власти и спасительного учения, принесенного Иисусом Христом в мир, на ее открытых страницах приводятся строки из Евангелия. Кстати, в числе первых, доиконных, изображений Спасителя, когда ранние христиане опасались обвинений в идолопоклонстве, Его изображали рыбкой, агнцем и книгой.
Хитон - просторная длинная туника, рисуется красной, что символизирует Его земную природу; по преданию, эту рубаху сделала Сама Богородица. На правом плече хитона виден нашитый символ патрицианского достоинства - клав. Хитон Иисуса Христа был цельнотканным от самого верха, это очень ценилось, поэтому палачи и делили у Креста Его ризы.
Синяя накидка наподобие плаща (гиматий), изображаемая на иконе, цветом подчеркивает небесную суть Спасителя.
Спас на престоле относится к еще одной отдельной разновидности иконы Вседержителя. Эта многосоставная, пронизанная тонкой символикой композиция подобно богословскому трактату рассказывает о евангельских пророчествах Страшного Суда. Спаситель с благословляющей рукой изображен в полный рост сидящим на троне, олицетворяя высшую власть над всем видимым и невидимым миром. В данном случае Христос представлен в роли Верховного Судии, грозного Владыки мира, Логоса - Бога творящего, пришедшего в конце времен.
Основной признак этого образа - многослойный фон, состоящий из красного квадрата, синего овала и красного ромба на заднем плане. Квадрат символизирует дольний (земной) мир, а лев, ангел, орел и телец по его углам - четырех евангелистов. Синий овал с прорисованными ангелами, расположенный за квадратом - образ мира горнего, красный ромб за ним - знак мира невидимого. Такое чередование цветов используется не случайно: оно указывает на двойственность природы Спасителя, тесную взаимосвязанность духовного и телесного.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Окружи (имя) Господи твоею силою небесною,
со всеми Твоими со святыми со ангелы, со
архангелы, с херувимами и серафимами и со
всею твоею силой небесною, и огради мя
Господи Твоим животворящим крестом и сущим
крестом Иисуса Христа Сына Господнего, и
спаси мя Господи и сохрани мя Господи от
всякой скорби и болезни, и помоги мне
Господи во всех делах и помышлениях моей
жизни, и спаси и сохрани мя Господи на
всякое время и на всяком месте от ныне и
до века. Аминь. Аминь. Аминь.

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.