Имя валерий. Святой валерий молитва к нему Святый мученик валерий севастийский ладанка


Святой Валерий Севастийский – один из сорока Севастийских мучеников, к которым обращаются с молитвой о прощении грехов в покаянии, о защите от врагов и бед. Икона святого убережет дом от наводнения, пожара. Если у Вас болят ноги, просите помощи у мученика Валерия Севастийского. Его образ поможет найти потерянную вещь. Как небесный покровитель, мужчине по имени Валерий святой поможет противостоять искушениям, избавит от неуверенности в себе.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Валерий Севастийский (ум. ок. 320) - один из сорока севастийских мучеников.
Сорок Севастийских мучеников - воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян - Аглай - видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров.
9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

2.

3.

:Святой Валерий Севастийский – один из сорока Севастийских мучеников, к которым обращаются с молитвой о прощении грехов в покаянии, о защите от врагов и бед. Икона святого убережет дом от наводнения, пожара. Если у Вас болят ноги, просите помощи у мученика Валерия Севастийского. Его образ поможет найти потерянную вещь. Как небесный покровитель, мужчине по имени Валерий святой поможет противостоять искушениям, избавит от неуверенности в себе.

Святой Валерий Севастийский является символом чистой веры. Молитва пред его иконой помогает противостоять искушениям, укрепляться в терпении, стойкости следования истине, любви к Богу. К его молитвенной помощи мы можем прибегнуть в случае душевного уныния, малодушия или сомнения в своих силах.

Молитва 40 мученикам Севастийским:
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Севастийским мученикам:
Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

День памяти святого мученика Валерия Севастийского установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Житие святого мученика Валерия Севастийского

Святой Валерий Севастийский – один из сорока мучеников, пострадавших во времена гонений на христиан в 320 г. в городе Севастии. Он жил в IV веке, был родом из Каппадокии. Став воином римского войска, отличался в боях мужеством и стойкостью. Ревностно исповедовал христианскую веру.

Военачальником римского войска в городе Севастии был в те времена ярый поборник язычества Агриколай. Узнав, что в его полку служат сорок воинов-христиан (в их числе был и святой Валерий), он потребовал от них перед военными действиями принести жертвы языческим идолам. Но воины решительно отказались. Тогда их бросили в темницу.

Через семь дней, не добившись от святых воинов отречения от веры в Христа, не сумев поколебать их ни предлагаемыми почестями и наградами, ни устрашением муками, Агриколай велел отвести их к озеру близ города Севастии. Там воинов раздели и поставили на льду посреди озера. Как соблазн на берегу была натоплена баня для готовых отречься от своей веры. Было очень холодно, дул сильный ветер, но святые мужественно переносили мучения, пели священные псалмы и молили Господа укрепить их. Только один из них не вынес испытания и побежал на берег, в баню, но, едва ступив на порог, упал замертво.

Посреди ночи над святыми мучениками засиял свет и растопил лед. Тюремный сторож Аглаий, охранявший мучеников, увидел, как на их головы с Небес опускаются венцы. Потрясенный увиденным, он сбросил одежду и побежал к ним с криком: «Я – христианин», так восполнив число мучеников до сорока.

На следующий день стражи, удивленные тем, что святые воины не замерзли за ночь, приписали это волшебству и подвергли их новым истязаниям: им перебили голени железным молотом. Затем тела мучеников Севастийских были сожжены и останки брошены в реку.

Через некоторое время епископу Севастийскому Петру явились во сне святые мученики с просьбой найти их останки на дне реки и предать погребению. Придя ночью к реке, епископ увидел чудо: кости мучеников сияли в воде, как звезды! Они собрали их и с честью похоронили. Впоследствии частицы обретенных мощей святых сорока мучеников были отнесены во многие места и стали предметом почитания христиан.

Имена святых сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий.

Какое чудо произошло

Святой Валерий Севастийский, как и другие воины-мученики, явил чудо христианского подвига. Во имя Христа они мужественно приняли смертельное испытание, когда морозной ночью нагими были поставлены на льду посреди озера. Тело их леденело, но сердце разгоралось любовью Христовой. Поддерживая друг друга, невзирая на страдания, они славили имя Господа.

И тогда последовало Божественное знамение. Среди полунощного мрака внезапно над мучениками засиял неземной свет, и спустившиеся с Небес венцы сошли на их головы. Один из стражей, увидев это чудо, был так потрясен, что, объявив себя христианином, поспешил сбросить одежду и присоединиться к святым мученикам. Он принял тот венец, от которого уклонился один маловерный из сорока, выбежав из озера по причине малодушия. И завершилось это испытание веры воинов-христиан торжеством победы духа. Сорок мучеников вошли в озеро с пламенем веры и любви и сорок вышли с венцами победными.
И чудеса на этом не закончились.

После мученической смерти сорок святых воинов являются в сновидении епископу Севастийскому и велят ему взять из реки утопленные мощи их. Но как найти то, что скрыто под водой в неизвестном месте? Для истинной веры нет неисполнимого. Епископ с собратьями идет ночью к реке, без всяких светильников, не ведая, как обретется сокровище. И мощи мучеников сами являются им на дне реки, блистая, как звезды. Верующие без труда собирают их, как драгоценное сокровище, как ободрение для многих на подвиг христианский.

Святые мученики жертвовали во имя Христа самой жизнью, и любовь Его не могла не проявиться перед возлюбленными Своими особыми знамениями.

Значение иконы
Икона Валерия Севастийского отображает лик одного из сорока мучеников, которые приняли смерть во имя Христа. Этот святой образ являет пример несломимой силы духа, преданности вере, христианского подвига. Икона напоминает верующим о важной Христовой заповеди: «Претерпевший же до конца спасется».

Имя Валерий в переводе с латинского языка обозначает крепкий, сильный, бодрый. Оно упоминается в легендах об императорах Древнего Рима и происходит от староримского патрицианского родового имени Валериус.

Покровителем этого древнейшего имени является Валерий Мелитинский – святой мученик, пострадавший вместе с остальными тридцатью двумя мучениками от гнева императора Диоклетиана.

В те времена императоры являлись усердными идолопоклонниками и ярыми гонителями христиан. Разузнав о том, что жители некоторых областей Каппадокии и Армении отказываются поклоняться идолам вопреки указу императора, Диоклетиан отправляет туда двух воинов для истребления всех христиан, среди них оказался и святой мученик Валерий.

Мученик Валерий Севастийский также считается покровителем мужчин, носящих имя Валерий. В 313 году императором Константином Великим был подписан закон о свободном вероисповедании. Император Ликиний (его соправитель) также подписался под этим законом, однако в подвластных ему областях продолжались гонения на христиан. Приблизительно в 320 году в Севастии находилось римское войско. В нем числилось 40 воинов-христиан, прибывших из Каппадокии (территория современной Турции). Среди них был и Валерий, впоследствии ставший святым мучеником Севастийским. Императорский военачальник принуждал их поклониться идолам, на что воины ответили решительным отказом. Тогда их арестовали и повели к озеру, расположенному недалеко от города Севастия. Стоял лютый холод. Воинов раздели и оставили на покрытом льдом озере. Такие мучения были особенно тяжелы, потому что для большего соблазна на берегу озера истязатели поставили теплую баню. Желающий спастись, должен был объявить тюремному сторожу о том, что он отрекается от Христа. Всю ночь мученики мужественно простояли на лютом холоде. Однако ранним утром один из них сломился. Покинув озеро, он двинулся к бане, и, войдя в теплое помещение – сразу же умер. Через некоторое время тюремный сторож заметил, что над мучениками, продолжающими стоять на холоде, блистает неземной свет. Потрясенный этим чудом, сторож объявил себя христианином, и, сбросив одежду, присоединился к оставшимся воинам. Не ожидая такого поворота событий, мучители перебили им голени молотами и сожгли, сбросив реку останки мужественных воинов-христиан.

Современный Валерий бесстрашен и настойчив. В любом коллективе он легко становится надежным лидером: в любой, самой опасной и трудной ситуации он способен сохранить поразительное хладнокровие и ясность ума. Примечательно, что всегда занимая видное место в обществе, Валерий как бы изначально застрахован от провалов и неудач.

Два раза в году Валерии отмечают именины :
22 марта - святой мученик Валерий Севастийский.
20 ноября - святой мученик Валерий Мелитинский.

Святой Валерий Севастийский – один из сорока мучеников, пострадавших во времена гонений на христиан в 320 г. в городе Севастии. Он жил в IV веке, был родом из Каппадокии. Став воином римского войска, отличался в боях мужеством и стойкостью. Ревностно исповедовал христианскую веру.

Военачальником римского войска в городе Севастии был в те времена ярый поборник язычества Агриколай. Узнав, что в его полку служат сорок воинов-христиан (в их числе был и святой Валерий), он потребовал от них перед военными действиями принести жертвы языческим идолам. Но воины решительно отказались. Тогда их бросили в темницу.

Через семь дней, не добившись от святых воинов отречения от веры в Христа, не сумев поколебать их ни предлагаемыми почестями и наградами, ни устрашением муками, Агриколай велел отвести их к озеру близ города Севастии. Там воинов раздели и поставили на льду посреди озера. Как соблазн на берегу была натоплена баня для готовых отречься от своей веры. Было очень холодно, дул сильный ветер, но святые мужественно переносили мучения, пели священные псалмы и молили Господа укрепить их. Только один из них не вынес испытания и побежал на берег, в баню, но, едва ступив на порог, упал замертво.

Посреди ночи над святыми мучениками засиял свет и растопил лед. Тюремный сторож Аглаий, охранявший мучеников, увидел, как на их головы с Небес опускаются венцы. Потрясенный увиденным, он сбросил одежду и побежал к ним с криком: «Я – христианин», так восполнив число мучеников до сорока.

На следующий день стражи, удивленные тем, что святые воины не замерзли за ночь, приписали это волшебству и подвергли их новым истязаниям: им перебили голени железным молотом. Затем тела мучеников Севастийских были сожжены и останки брошены в реку.

Через некоторое время епископу Севастийскому Петру явились во сне святые мученики с просьбой найти их останки на дне реки и предать погребению. Придя ночью к реке, епископ увидел чудо: кости мучеников сияли в воде, как звезды! Они собрали их и с честью похоронили. Впоследствии частицы обретенных мощей святых сорока мучеников были отнесены во многие места и стали предметом почитания христиан.

Имена святых сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий.

Какое чудо произошло

Святой Валерий Севастийский, как и другие воины-мученики, явил чудо христианского подвига. Во имя Христа они мужественно приняли смертельное испытание, когда морозной ночью нагими были поставлены на льду посреди озера. Тело их леденело, но сердце разгоралось любовью Христовой. Поддерживая друг друга, невзирая на страдания, они славили имя Господа.

И тогда последовало Божественное знамение. Среди полунощного мрака внезапно над мучениками засиял неземной свет, и спустившиеся с Небес венцы сошли на их головы. Один из стражей, увидев это чудо, был так потрясен, что, объявив себя христианином, поспешил сбросить одежду и присоединиться к святым мученикам. Он принял тот венец, от которого уклонился один маловерный из сорока, выбежав из озера по причине малодушия. И завершилось это испытание веры воинов-христиан торжеством победы духа. Сорок мучеников вошли в озеро с пламенем веры и любви и сорок вышли с венцами победными.
И чудеса на этом не закончились.

После мученической смерти сорок святых воинов являются в сновидении епископу Севастийскому и велят ему взять из реки утопленные мощи их. Но как найти то, что скрыто под водой в неизвестном месте? Для истинной веры нет неисполнимого. Епископ с собратьями идет ночью к реке, без всяких светильников, не ведая, как обретется сокровище. И мощи мучеников сами являются им на дне реки, блистая, как звезды. Верующие без труда собирают их, как драгоценное сокровище, как ободрение для многих на подвиг христианский.

Святые мученики жертвовали во имя Христа самой жизнью, и любовь Его не могла не проявиться перед возлюбленными Своими особыми знамениями.

Значение иконы

Икона Валерия Севастийского отображает лик одного из сорока мучеников, которые приняли смерть во имя Христа. Этот святой образ являет пример несломимой силы духа, преданности вере, христианского подвига. Икона напоминает верующим о важной Христовой заповеди: «Претерпевший же до конца спасется».

Краткие жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия

В 313 го-ду им-пе-ра-тор Кон-стан-тин Ве-ли-кий под-пи-сал за-кон о сво-бо-де ис-по-ве-да-ния ве-ры. Его со-пра-ви-тель им-пе-ра-тор Ли-ки-ний то-же под-пи-сал этот за-кон, но в под-власт-ных ему об-ла-стях го-не-ния на хри-сти-ан про-дол-жа-лись. Око-ло 320 го-да в го-ро-де Се-ва-стии, в Ар-ме-нии, сто-я-ло рим-ское вой-ско. В вой-ске на-хо-ди-лось 40 во-и-нов-хри-сти-ан ро-дом из Кап-па-до-кии (ныне на тер-ри-то-рии Тур-ции). Во-е-на-чаль-ник Аг-ри-ко-лай при-нуж-дал их при-не-сти жерт-ву идо-лам, но во-и-ны от-ка-за-лись.

То-гда во-и-нов аре-сто-ва-ли и свя-зан-ны-ми по-ве-ли к озе-ру близ го-ро-да Се-ва-стии. Сто-я-ла зи-ма, ве-че-ре-ло. Во-и-нов раз-де-ты-ми по-ста-ви-ли в по-кры-тое льдом озе-ро. Страш-ная сту-жа ско-ва-ла чле-ны свя-тых му-че-ни-ков, и они на-ча-ли за-мер-зать. Му-че-ние это бы-ло для них осо-бен-но тя-же-лым, по-то-му что на бе-ре-гу озе-ра для со-блаз-на бы-ла по-став-ле-на теп-лая ба-ня. Кто хо-тел спа-сти свою жизнь, дол-жен был за-явить тю-рем-но-му сто-ро-жу, что он от-рек-ся от Хри-ста, и то-гда он мог вой-ти в теп-лую ба-ню и ото-греть-ся. Всю ночь во-и-ны му-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли лю-тый мо-роз, обод-ряя друг дру-га и поя свя-щен-ные гим-ны Бо-гу.

Ран-ним утром один из во-и-нов не вы-дер-жал стра-да-ний. Он вы-шел из озе-ра и по-спе-шил к бане. Но как толь-ко теп-лый воз-дух кос-нул-ся его те-ла, он упал мерт-вым. Вско-ре по-сле это-го тю-рем-ный сто-рож Аг-лаий уви-дел, как над му-че-ни-ка-ми, остав-ши-ми-ся в озе-ре, за-бли-стал незем-ной свет. Аг-лаий был так по-тря-сен этим чу-дом, что, объ-явив се-бя хри-сти-а-ни-ном, сбро-сил с се-бя одеж-ду и при-со-еди-нил-ся к 39 му-че-ни-кам. Му-чи-те-ли, при-шед-шие немно-го спу-стя, уви-де-ли, что во-и-ны-хри-сти-ане не толь-ко не за-мерз-ли, но, по-ви-ди-мо-му, да-же ото-гре-лись. То-гда му-чи-те-ли мо-ло-та-ми пе-ре-би-ли им го-ле-ни и по-бро-са-ли в огонь, а по-том обуг-лен-ные ко-сти му-че-ни-ков сбро-си-ли в ре-ку.

Через три дня му-че-ни-ки яви-лись епи-ско-пу Се-ва-стий-ско-му Пет-ру и рас-ска-за-ли о сво-ем по-дви-ге. Еп. Петр со-брал их ко-сти и с че-стью по-хо-ро-нил. Име-на му-че-ни-ков со-хра-ни-лись: Ки-ри-он, Кан-дид, Домн, Ис-и-хий, Ирак-лий, Сма-рагд, Ев-но-ик, Ва-лент, Ви-ви-ан, Клав-дий, Приск, Фе-о-дул, Ев-ти-хий, Иоанн, Ксан-фий, Или-ан, Си-си-ний, Аг-гей, Ае-тий, Фла-вий, Ака-кий, Ек-де-кий, Ли-си-мах, Алек-сандр, Илий, Гор-го-ний, Фе-о-фил, До-ми-ти-ан, Га-ий, Леон-тий, Афа-на-сий, Ки-рилл, Са-кер-дон, Ни-ко-лай, Ва-ле-рий, Филик-ти-мон, Се-ве-ри-ан, Ху-ди-он, Ме-ли-тон и Аг-лаий. Па-мять 40 му-че-ни-ков от-но-сит-ся к кру-гу наи-бо-лее чти-мых празд-ни-ков. В день их па-мя-ти, 9 мар-та, об-лег-ча-ет-ся стро-гость Ве-ли-ко-го по-ста и со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных да-ров.

Полные жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия

В 313 го-ду свя-той Кон-стан-тин Ве-ли-кий из-дал указ, со-глас-но ко-то-ро-му хри-сти-а-нам раз-ре-ша-лась сво-бо-да ве-ро-ис-по-ве-да-ния и они урав-ни-ва-лись в пра-вах с языч-ни-ка-ми. Но его со-пра-ви-тель Ли-ки-ний был убеж-ден-ным языч-ни-ком и в сво-ей ча-сти им-пе-рии ре-шил ис-ко-ре-нить хри-сти-ан-ство, ко-то-рое зна-чи-тель-но рас-про-стра-ни-лось там. Ли-ки-ний го-то-вил-ся к войне про-тив Кон-стан-ти-на и, бо-ясь из-ме-ны, ре-шил очи-стить от хри-сти-ан свое вой-ско.

В то вре-мя в ар-мян-ском го-ро-де Се-ва-стии од-ним из во-е-на-чаль-ни-ков был Аг-ри-ко-лай, рев-ност-ный сто-рон-ник язы-че-ства. Под его на-ча-лом бы-ла дру-жи-на из со-ро-ка кап-па-до-кий-цев, храб-рых во-и-нов, ко-то-рые вы-шли по-бе-ди-те-ля-ми из мно-гих сра-же-ний. Все они бы-ли хри-сти-а-на-ми. Ко-гда во-и-ны от-ка-за-лись при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам, Аг-ри-ко-лай за-клю-чил их в тем-ни-цу. Во-и-ны пре-да-лись усерд-ной мо-лит-ве и од-на-жды но-чью услы-ша-ли глас: "Пре-тер-пев-ший до кон-ца, тот спа-сен бу-дет".

На сле-ду-ю-щее утро во-и-нов вновь при-ве-ли к Аг-ри-ко-лаю. На этот раз языч-ник пу-стил в ход лесть. Он стал вос-хва-лять их му-же-ство, мо-ло-дость и си-лу и сно-ва пред-ло-жил им от-речь-ся от Хри-ста и тем снис-кать се-бе честь и рас-по-ло-же-ние са-мо-го им-пе-ра-то-ра. Сно-ва услы-шав от-каз, Аг-ри-ко-лай ве-лел за-ко-вать во-и-нов. Од-на-ко стар-ший из них, Ки-ри-он, ска-зал: "Им-пе-ра-тор не да-вал те-бе пра-ва на-ла-гать на нас око-вы". Аг-ри-ко-лай сму-тил-ся и при-ка-зал от-ве-сти во-и-нов в тем-ни-цу без оков.

Через семь дней в Се-ва-стию при-был знат-ный са-нов-ник Ли-сий и устро-ил суд над во-и-на-ми. Свя-тые твер-до от-ве-ча-ли: "Возь-ми не толь-ко на-ше во-ин-ское зва-ние, но и жиз-ни на-ши, для нас нет ни-че-го до-ро-же Хри-ста Бо-га". То-гда Ли-сий ве-лел по-бить свя-тых му-че-ни-ков кам-ня-ми. Но кам-ни ле-те-ли ми-мо це-ли; ка-мень, бро-шен-ный Ли-си-ем, по-пал в ли-цо Аг-ри-ко-лаю. Му-чи-те-ли по-ня-ли, что свя-тых ограж-да-ет ка-кая-то неви-ди-мая си-ла. В тем-ни-це во-и-ны про-ве-ли ночь в мо-лит-ве и сно-ва услы-ша-ли уте-ша-ю-щий их го-лос Гос-по-да: "Ве-ру-ю-щий в Ме-ня, ес-ли и умрет, ожи-вет. Дер-зай-те и не стра-ши-тесь, ибо вос-при-и-ме-те вен-цы нетлен-ные".

На сле-ду-ю-щий день суд пе-ред му-чи-те-лем и до-прос по-вто-рил-ся, во-и-ны же оста-лись непре-клон-ны.

Сто-я-ла зи-ма, был силь-ный мо-роз. Свя-тых во-и-нов раз-де-ли, по-ве-ли к озе-ру, на-хо-див-ше-му-ся неда-ле-ко от го-ро-да, и по-ста-ви-ли под стра-жей на льду на всю ночь. Чтобы сло-мить во-лю му-че-ни-ков, непо-да-ле-ку на бе-ре-гу рас-то-пи-ли ба-ню. В пер-вом ча-су но-чи, ко-гда хо-лод стал нестер-пи-мым, один из во-и-нов не вы-дер-жал и бро-сил-ся бе-гом к бане, но ед-ва он пе-ре-сту-пил по-рог, как упал за-мерт-во. В тре-тьем ча-су но-чи Гос-подь по-слал от-ра-ду му-че-ни-кам: неожи-дан-но ста-ло свет-ло, лед рас-та-ял, и во-да в озе-ре ста-ла теп-лой. Все страж-ни-ки спа-ли, бодр-ство-вал толь-ко один по име-ни Агла-ий. Взгля-нув на озе-ро, он уви-дел, что над го-ло-вой каж-до-го му-че-ни-ка по-явил-ся свет-лый ве-нец. Агла-ий на-счи-тал трид-цать де-вять вен-цов и по-нял, что бе-жав-ший во-ин ли-шил-ся сво-е-го вен-ца. То-гда Агла-ий раз-бу-дил осталь-ных страж-ни-ков, сбро-сил с се-бя одеж-ду и ска-зал им: "И я - хри-сти-а-нин!" - и при-со-еди-нил-ся к му-че-ни-кам. Стоя в во-де, он мо-лил-ся: "Гос-по-ди Бо-же, я ве-рую в Те-бя, в Ко-то-ро-го эти во-и-ны ве-ру-ют. При-со-еди-ни и ме-ня к ним, да спо-доб-люсь по-стра-дать с Тво-и-ми ра-ба-ми".

На-ут-ро ис-тя-за-те-ли с удив-ле-ни-ем уви-де-ли, что му-че-ни-ки жи-вы, а их страж-ник Агла-ий вме-сте с ни-ми про-слав-ля-ет Хри-ста. То-гда во-и-нов вы-ве-ли из во-ды и пе-ре-би-ли им го-ле-ни. Во вре-мя этой му-чи-тель-ной каз-ни мать са-мо-го юно-го из во-и-нов, Ме-ли-то-на, убеж-да-ла сы-на не стра-шить-ся и пре-тер-петь все до кон-ца. Те-ла му-че-ни-ков по-ло-жи-ли на ко-лес-ни-цы и по-вез-ли на со-жже-ние. Юный Ме-ли-тон еще ды-шал, и его оста-ви-ли ле-жать на зем-ле. То-гда мать под-ня-ла сы-на и на сво-их пле-чах по-нес-ла его вслед за ко-лес-ни-цей. Ко-гда Ме-ли-тон ис-пу-стил по-след-ний вздох, мать по-ло-жи-ла его на ко-лес-ни-цу ря-дом с те-ла-ми его свя-тых спо-движ-ни-ков. Те-ла свя-тых бы-ли со-жже-ны на ко-ст-ре, а обуг-лив-ши-е-ся ко-сти бро-ше-ны в во-ду, чтобы хри-сти-ане не со-бра-ли их.

Спу-стя три дня му-че-ни-ки яви-лись во сне бла-жен-но-му Пет-ру, епи-ско-пу Се-ва-стий-ско-му, и по-ве-ле-ли ему пре-дать по-гре-бе-нию их остан-ки. Епи-скоп с несколь-ки-ми кли-ри-ка-ми но-чью со-брал остан-ки слав-ных му-че-ни-ков и с че-стью по-хо-ро-нил их.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь 40 мученикам Севастийским

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.

Страстоте́рпцы всечестни́и,/ во́ини Христо́вы четы́редесяте,/ тве́рдии ору́жницы,/ сквозе́ бо огнь и во́ду проидо́сте/ и А́нгелом согра́ждане бы́сте,/ с ни́миже моли́теся Христу́ о и́же ве́рою хва́лящих вас./ Сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ слава Венча́вшему вас,// сла́ва Подава́ющему ва́ми всем исцеле́ния.

Перевод: Мученики всеми почитаемые, сорок воинов Христовых, крепко (верою) вооруженных, сквозь огонь и воду вы прошли и стали согражданами ангелов, с ними же молитесь Христу обо всех, с верой прославляющих вас. Слава Давшему вам силу, слава Венчавшему вас, слава Подающему через вас всем исцеления.

Ин тропарь 40 мученикам Севастийским

Стpастоте́pпцы Хpисто́вы четы́pедесяте,/ во гpа́де Севасти́йстем му́жественно постpада́вшии,/ чpез огнь и во́ду пpоше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́pну сохpани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.

Перевод: Сорок мучеников Христовых, в городе Севастии мужественно пострадавшие, через огонь и воду прошедшие, в вечный покой вошедшие, молитесь о нас ко Господу, да сохранит жизнь в мире и души наши спасет, как Человеколюбец.

Кондак 40 мученикам Севастийским

Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.

Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святым сорока мученикам Севастийским

Кондак 1

Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:

Икос 1

Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы;
Pадуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии;
Pадуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрыя того на вы козни победившии.
Радуйтеся, неизчетнаго мученическаго лика украшение;
Pадуйтеся, земныя воинствующия Церкви сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 2

Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу; Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити, яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небесном и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный от явльшагося вам Христа приемше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколаа мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради вам вопием:
Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии;
Pадуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во чтоже вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиися;
Pадуйтеся, темничное заключение Христа ради претерпевшии.
Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии;
Pадуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 3

Cила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и, по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстаете Лисию князю и Агриколаю воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевые хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовы облеченнии и щитом благодати Его покровеннии;
Pадуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбивший и ради Его повеления беззаконныя мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии;
Pадуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся;
Pадуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Бурею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, ободряя, утешая их и нетленныя венцы в Царствии Небесном обещавая; они же, сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние; они же, огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:
Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы;
Pадуйтеся, кумирослужения низложителие.
Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии;
Pадуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченныя блага.
Радуйтеся, драгие и крепцыи четыредесяте камение;
Pадуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Боготечнии звезды Христовы явистеся святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся бо мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:
Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии;
Pадуйтеся, всю нощь нази ю езере стоявшии.
Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии;
Pадуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.
Радуйтеся, яко свет Божественный с небесе осия вас;
Pадуйтеся, венцы пресветлии с небесе приявшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 6

Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу во езере свету небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той, совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго, и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев; имже мы ныне вопием таковая:
Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашими веселие диавола в печаль обратившии;
Pадуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.
Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися;
Pадуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.
Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшая;
Pадуйтеся, верою, терпением и страданием Христа ради блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 7

Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во что же вменисте и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, воспевающе всесильному человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и последнее умысли мучитель страдание святым мучеником, да голени их млатами сокрушени будут, еже и претерпеша страдальцы доблественно. И тако скончавше мученический подвиг, предаша души своя в руце Божии и прияша от Него нетленныя венцы. Мы же возглашаем в похвалу им сице:
Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии;
Pадуйтеся, драгие сосуды благодати Божией, за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии;
Pадуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.
Радуйтеся, от пророков и апостолов, яко тех стопам последовавшии, любезно сретенные;
Pадуйтеся, всего рода христианскаго слава великая.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 8

Странное чадолюбие и неустрашимую доблесть показа чудная матерь Святаго Мелитона, единаго от лика страдальцев; видящи бо телеса мучеников отвозима на сожжение, своего же сына, еще жива, коварно оставленна, взя того на рамена своя, и той, испустив дух свой, Предста с прочими Христу Богу, в веселии поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Все зверонравие проявиша мучителие, егда повелеша святая телеса мучеников сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от человек память их, обаче посрамишася, Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки. Сего ради тако вопием к ним:
Радуйтеся, по словеси псалмопевца, чрез огнь и воду прошедший;
Pадуйтеся, страстем Христовым общницы.
Радуйтеся, страдальческим подвигом вашим врагов Церкве Христовы посрамившии и верных в вере укрепившии;
Pадуйтеся, неусыпные молитвенницы за род христианский.
Радуйтеся, вечно пребывающии в обителех Отца Небеснаго;
Pадуйтеся, предстательством своим у Господа благостояние миру испрошающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 9

Вси христиане зело удивишася, како кости святых мученик чудесно нощию в реце светло просияша, и честно собрани, по велению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия древний, Духом Божиим озаренный, о кончине верных во Псалтири пророчески пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради в похвалу вам вопием:
Радуйтеся, исполнивши Давидово проречение;
Pадуйтеся, в страданиях ваших, яко злато в горниле, очистившиися.
Радуйтеся, соблюдшие до конца веру Христову;
Pадуйтеся, предстательством вашим к Богу от бед нас спасающии.
Радуйтеся, в скорбех и нуждных обстояниих нам помогающии;
Pадуйтеся, ко спасению душ наставляющии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 10

Спасению нашему многомощнии споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем; помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время земнаго нашего жития в покаянии благочестно проводити и во всех обстояниих Промыслителю Богу благодарно взывати: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв ваших ограждайте нас, страстотерпцы Христовы, от всех зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас поименно сице:
Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго писания наставницы;
Pадуйтеся, Ангие и Аетие славнии, душами вашими, яко орли, на небеса возлетевшии.
Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии;
Pадуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.
Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии;
Pадуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илии в ревности о славе Божией поревновавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте и кровию своею торжество веры возвеличисте; темже и память ваша, яко пресветлых светильников веры, вечно в Церкви сияет, верных смыслы озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом небесным осиянных, умныма очима зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и молитвы о мире со дерзновением приносите; темже молебно и хвалебно вам взываем:
Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия славнии победителие;
Pадуйтеся, Филокгимоне и Феофиле, любве Божественныя делом совершителие.
Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы предобрии;
Pадуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, вернейшии раби Бога Вышняго.
Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие, всеусерднейшии исполнителие велений Господних;
Pадуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христова вечнаго блаженства возвещающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя мощи ваша, преславнии мученицы и чудотворцы. Темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божией молитвами вашими исполните, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, хвалим Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными на небеси венчавшаго, и яко угодников Божиих и теплых наших пред Ним заступников, восхваляем сице:
Радуйтеся, четыредесять непоколебимых столпов Христовы Церкве;
Pадуйтеся, яко вся концы земли славною памятию вашею озаряете.
Радуйтеся, в ваших немощех телесных велию крепость духа явившии;
Pадуйтеся, яко в трудех поста и молитвы и нас утешаете и укрепляете.
Радуйтеся во граде Севастийстем, яко солнце мысленное, страданьми возсиявшии;
Pадуйтеся, посвященных имени вашему храмов и обителей святых неусыпные покровителие.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О, святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы! Предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да, в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, всегда о вас благодарно поюще Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды. Затем икос 1-й «Ангели Божии...» и кондак 1-й «Избраннии страстотерпцы...»

Молитва святым сорока мученикам Севастийским

О, святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы,Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канон первый сорока мученикам Севастийским

Песнь 1

Ирмос:

Боговенчанный полк пою мучеников Христовых, Богодухновенными песньми, четыредесяти, летнюю память светло торжествуяй, яко прославися.

На земли всего отвергшеся именования, изволиша четыредесяте христоименное звание, имже ныне в Вышних живут.

Сущии во Христе, плоть и мир возненавидевше, ветхаго убо человека совлекостеся со привременною одеждею, во одежду же нетления облекостеся.

Богородичен: Кто изрещи Твое по достоинству возможет паче слова зачатие? Бога бо родила еси плотию, Пречистая, нам явльшагося, Спаса всех нас.

Песнь 3

Ирмос:

Воинство, и жизнь, и красоту телес, и богатство пренебрегше, благославнии четыредесять Христа вместо всех наследоваша.

Камением нещадно четыредесяте повелением биеми мучителевым, метания Божиим Духом на повелевающия возвращахуся.

Глаголаше на самаго, мучителевыми устнами змий создавшаго хулу, но того богоборная уста на мученики каменьми сокрушаются.

Богородичен: Без семене во утробе Бога зачала еси и рождши несказанно воплощшася, на Негоже зрети не смеют, Чистая, Небесныя силы, Приснодево.

Седален, глас 8

Песнь 4

Ирмос:

Умовредуете,— глаголаху страдальцы,— странную тщету всуе простирающе, пребезбожнейшии.

Изощрены мечи, и звери, и огнь, и крест святым Христовы гонители простираху.

Страшен нам,— глаголаху страдальцы,— огнь геенский, нынешняго же, яко клеврета, не убоимся.

Да отъяты будут руки, сожжена же буди нога,— святии вопияху,— нетленны бо сия паки приимем.

Богородичен: Молим Тя, Пречистая, Бога безсеменно заченшую, присно молитися за рабы Твоя.

Песнь 5

Ирмос:

Неистовством пребезумным гонителей страдальцы под воздухом на студени обноществовати осудившеся, воспеваху пение Богу благодарственное.

Радующеся четыредесяте Христовы мученицы, болезненный претерпевше лед, во езере стояще, надеждею Божественных венцев укрепляеми.

Смех предлагается четыредесятем Христовым мучеником, удавлен быв прежде гнездящийся в водах змий, пагубородныя бо крепости лишися.

Богородичен: Тебе, рождшей Христа, всех Зиждителя, зовем: радуйся, Чистая, радуйся, возсиявшая Свет нам, радуйся, вмещшая Бога Невместимаго.

Песнь 6

Ирмос:

Радостне началозлобный восхити, яко от двоюнадесяти Иуду окаяннаго, и от Едема человека, от четыредесяти отпадшаго.

Безстуден сый, всуе шатаяся, якоже бо разбойником и Матфием первее, тако и ныне мучитель стрегущаго званием осудися.

Суемудренный и рыдания достоин, иже животов обоих погреши, огнем бо растаяся и ко огню отыде негасимому.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Кондак, глас 6

Икос

Песнь 7

Ирмос:

Ужасеся, зря венцы, страж четыредесяти, и, отринув любожизненное, вперися рачением явленныя Твоея славы, и с мученики пояше: благословен еси, Боже отец наших.

В баню притек душетленну, умерщвляется жизнолюбный; христолюбец же, хищник изряднейший виденных быв, якоже в бани нетления с мученики пояше: благословен еси, Боже отец наших.

Огню мысленному, возжжену во умех четыредесяти, многокозненное нечествующих попаляшеся безумие, якоже некий воск таемь. Тебе же, Христе, воспеваху: благословен еси, Боже отец наших.

Яко зело светла, благолепна же, Христе, Креста Твоего сила, противными венцы плетущи четыредесятим мучеником. Воду бо и огнь прошедше, в нетлении зовут: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Тя купину Моисей в горе Синайстей огнепалимую, Чистая, предзряше, понесшую неопально нестерпимую зарю неизреченнаго Существа, соединившагося дебельству плоти, единыя в ней святых Ипостасей.

Песнь 8

Ирмос:

Неистовно страдальцем поустив враг всяко здание, всеми постыдеся, четыредесять бо непрестанно поют Господа и превозносят во вся веки.

Немилостивно за Христа телес ваших уды сокрушшеся, всесожжение Божественно принесостеся Богу, со Ангелы присно ликуете, мученицы, поюще Христа во веки вся.

Крепостию смысла, егоже роди, на рамена вземши, христолюбивая мати, благочестия плод приносит, с мученики мученика, священнодейству Авраамову подобящися.

К непрестанней жизни правотечно, о, сыне, твори шествие,— христолюбивая мати христолюбивому детищу вопияше,— не терплю тебе второе, Подвигоположнику Христу явитися.

Богородичен: Иже в недрех Отчих нераздельно же Сына седящаго, в вещественнем чреве Твоем всельшася, Чистая, поем, Дево Богоневесто, и превозносим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос:

За Христа обнажившеся и камением биени бывше, воздушную претерпесте зимность, водный лед и сокрушение удес и, огнем опальшеся, в речней сияете быстрине издалеча, якоже светила, мученицы четыредесяте.

Жезл силы Божественныя, крест стяжавше, вопияху Христу страдальцы четыредесяте: Владыко Всесильный Победителю, рукою Твоею да венчаемся, да вси Тя песньми непрестанно величаем.

Яко болезнен убо лед, якоже зело безмерна лютость, юже претерпесте, мраза, но сладок рай, Авраамова бо недра патриарха греют вас в селех вечных, мученицы четыредесяте.

Победивше страданьми и венцы приимше от Божественныя Владычни десницы, ныне даровати молитеся мир миру и нам спасение, мученицы четыредесяте.

Богородичен: Невесто Мати Дево, Ангельская множества Твоего молят Сына, приими моление наше, едина надеждо верных, и мир миру и нам спасение, Тебе любящим, даруй.

Светилен

Канон второй сорока мученикам Севастийским

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Бога нам, мученицы четыредесяте, ныне благопременна сотворите молитвами вашими, чистою сердца любовию призывающим вас.

На Небесех трисолнечнаго сияния зарями просвещаеми, четыредесяте, на земли измерзшия зимою напастей, покрыйте ны, поющия вы.

Неразорима благочестия и непоколебимая Церкве забрала, четыредесяте, христоименитое звание люте смущаемаго ныне умирите.

Богородичен: Преестественно над всеми сущаго родила еси Зиждителя и Господа, плоть бывша нас ради, человек, Дево Богородице Мати Неискусомужная.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, Древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Воинство мученическое и спряженный личе мученик венценосец, Владыце предстояще, восхваляющия вы присно спасайте.

Езером страстей обуреваемии и волною напастей лютых, к вам, четыредесятем Христовым воином, прибегаем.

В недрех Авраамовых согреваемии и славною одеждею украшаемии, зимою обстояния связанных разрешити помолитеся.

Богородичен: Утверждение буди, и прибежище, и покров, Дево Богоневесто, верою к Тебе прибегающим и Божию Тя Матерь исповедающим.

Седален, глас 8

Христу ввоинившеся мученически, врага низложивше страдальчески, делы исполнисте пророка глаголы: сквозе бо огнь и воду мужески проидосте, покой обретше, жизнь нетленную. Темже Небесными украшшеся венцы, с лики веселитеся безплотных, блаженнии страстотерпцы прехвальнии, молите Христа Бога грехов оставление даровати чтущим любовию святую память вашу.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Просвещение нам, мученицы, от Бога бысте, в сияние бо облекостеся неприсенное.

Богоизбранный, молися, соборе мученик венценосный, избавити бед воспевающия тя.

Свет неприступный, святии, Христов видети сподобльшеся, сущия во тьме сияти удостойте.

Облистающе, славнии, мысленным Христа светонаставлением, к зари Божественней руководствуйте.

Богородичен: Песнословяще, Чистая, из утробы Твоея воплощшагося, Тя славословим, яко Божию Матерь.

Песнь 5

Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе, инаго бога не знаем.

Неистовства еретическаго, четыредесяте, и ныне избавите Христову честную Церковь, в нейже рождшеся, в толико достоинство и славу преминусте.

Явльшеся нам, четыредесяте Христовы мученицы Богозарнии, огневиднии светильницы, просвещают верным благочестия путь спасительный.

От земли преставистеся к Небесней сени, мученицы, идеже Христу Подвигоположнику предстояще, Божественныя мя радости улучити сподобите.

Богородичен: Яко непостижимое и неудобозримое всякому, Владычице, еже паче ума таинство, Отроковице, Божественнаго Твоего рождества, сущаго бо воистину Бога нам родила еси.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валялся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Бодрствующии и трезвеннии хранителие рода человеческаго явистеся, державнии, и молитвенницы молений, помощницы же печальных поставистеся.

Неприступными сияюще добротами в Церкви Христове, всехвальнии, искушений избавите с любовию вас почитающих.

Бесящихся мучителей всеизряднии древле потребителие прелести бысте и нам ныне помощь скорая и стена будите.

Богородичен: На Тя упование возложих, Мати Приснодево, спасения моего и Тя Предстательницу положих жизни, тверду же и непоколебиму.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.

Икос

На престоле неприступнем седящему, простершему Небо, яко кожу, и землю утвердившему, и собравшему воды в сонмы их, вся от не сущих сотворшему быти и всем подающу дыхание и живот, приемлющему от Архангел пение, и от Ангел покланяемому, и от всех славимому, Христу Вседержителю, Зиждителю и Богу нашему, припадаю, недостойный, принося мое моление, слова благодати прошу: да возмогу благочестно воспети и аз святыя, яже Сам показав победители, даровав им славу с Небес и венцев множество.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Наста светло летняя ваша память, всебогатии, просвещающи далече сияющая поста светлостию. Сию празднующе верою, с вами воспеваем: благословен еси, Боже отец наших.

Решителие страстей и светильницы, издалеча сияющии, мира очищение, прелести разрушение, велегласнии истины проповедницы, лжи прогонителие всем явистеся, поюще: благословен еси, Боже отец наших.

Светила мысленная, сияюще нам, явистеся, мученицы, обуреваемыя спасаете и наставляете плавающия, жития волнующияся бурею, Христу воспевающе: благословен еси, Боже отец наших.

Красно Богу и Ангелом возжеленно, четыредесяте Богособранное, и Богодухновенное, и пресветлое ополчение, Божественное и страшное всеоружие вопиюще и глаголюще: благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Светильник Света, и облак светел, и священия место показася, Неискусобрачная, ибо святых Святаго Слова прият несказанно. Егоже поюще, взываем: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Претворшеся к жизни истинней, еже о Христе ныне сокровенней, к зимней и болезненней кончине, доблии, крепко вдастеся, спасения и оставления просяще нам.

От земли к Небесным прешедше, страдальцы венценосцы, Церкви мученик победоносных личе, бед, страстей, обстояний избавления просите нам и спасения.

Расторг смерти узы Спас, страдальцем победы подаде на смерть, четыредесять бо, мразом согреваеми, пояху и спасения всем верным просяще.

Напастей прилоги, нападение страстей, демонов искушения Божественный страстоносец лик молитвою изымает яве от поющих Христа во веки.

Богородичен: Умерщвленыя и к персти смертней и тлению сведеныя воскресила еси, Едина, Начальника жизни рождши, Христа Бога нашего, Владычице Дево, Чистая Богородительнице.

Песнь 9

Ирмос: От Бога Бога Слова, неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама, ядию в тление падшаго люте, от святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии, единомудренно песньми величаем.

Преестественныя зари, и радости несказанныя, и славы сподобистеся улучити, ныне же любовию чтущия вас напастей, и бед, и лукавствия избавите вражия, Христовы воини, мученицы четыредесяте.

Силу, пребогатии, Божественную с Небесе приемше и крепость, соузницы Христовы, льсти прогонителие бысте, отгоняще всяку идольскую мглу непостоянную и просвещающе мир, мученицы четыредесяте.

Украшшеся добротою честнаго мучения и Божественнаго причастницы бывше естества, воистину радуетеся, Свету срастворившеся светлейшему и чистому, Христовы воини, мученицы четыредесяте.

Ныне Христу предстояще благочестивым дерзновением и отонуду Божества светом облистаеми, славнии, восхваляющия вы зарею осветитися трисиянною прилежно молите, мученицы четыредесяте.

Богородичен: Явльшийся, Дево, души моея примрак света Твоего невещественными блистаньми озари, двере Божественнаго Света, и огня вечнаго избавитися сподоби, Чистая, верою и любовию песньми Тя величающаго.

Светилен

Десятицу четверочисленную, победоносный полк, воинство святых мученик воспоим достойно, огнем бо, и студению, и водою посрамиша враждебных полки и от Христа Спаса венцы прияша славы.